На протяжении всего существования дворца его старые постройки
часто реконструировались или полностью заменялись новыми.
Среди прочих выделяется выполненный в традиционном кхмерском стиле с некоторыми европейскими заимствованиями Тронный зал, Преа Тхинеанг (Phrea Tineang),
до сих пор использующийся для религиозных церемоний, коронаций, королевских свадеб и приемов,
а так же подаренный королю Камбоджи французскими властями в 1876 году павильон Наполеона III.
Последний полностью выполнен из металла и из-за плохой сохранности закрыт для посещения.
The Throne Hall (Phrea Tineang Tevea Vinichhay)
Следует заметить, что большая часть дворца отгорожена и продолжает использоваться действующим монархом Нородомом Сиамони
по прямому назначению; так, полностью перестроенный в 1931 году зал Кемарин (Kemarin) служит основной королевской резиденцией,
а добавленная в середине прошлого века вилла Bopha Villa Kantha предназначена для размещения иностранных официальных лиц.
Особого внимания заслуживает Серебряная пагода, обычно именуемая Ват Преа Кео Морокат (Wat Preah Keo Morokat), которая находится в южной части комплекса;
внутри её хранятся национальные сокровища Камбоджи, статуи Будды из золота с отделкой из драгоценных камней
- и в их числе инкрустированный бриллиантами "Изумрудный Будда" (Будда Майтрейя), выполненный по заказу короля Сисовата I правившего в 1904-1927 годах.
До захвата Пномпеня красными кхмерами в 1975 году пагода была вымощена пятью тысячями триста двадцатью девятью серебряными плитками,
в наши дни только небольшая их часть обнаруживается возле входа.
The Silver Pagoda (Wat Preah Keo Morokat)
К северо-западу от дворца находится Национальный Музей, знакомство с обширной экспозицией которого
заведомо займет большой объем времени.
Коллекция кхмерских культурных ценностей - скульптуры, бронзы, керамики и этнографических предметов считается
одним из крупнейших такого рода собраний, при этом более восьмидесяти процентов фондов музея не выставляется, а находится на хранении.
National Museum
Как это часто происходило в странах с колониальным прошлым, планомерным и систематическим изучением материальной культуры
древних государств, находившихся на территории Камбоджи впервые стали заниматься исследователи-энтузиасты представлявшие метрополию.
С именем Джорджа Гролье, известного французского художника, историка, археолога, этнолога и писателя родившегося в Пномпене
и проведшего в Камбодже большую часть жизни, связано появление первых описаний объектов наследия цивилизации кхмеров;
им же были изданы научные труды - статьи и книги познакомившие европейские академические круги и широкую общественность
с художественными достижениями Ангкорской империи.
В 1917 году исследователю было поручено создать музей, который бы объединил все накопившиеся артефакты в рамках одной коллекции.
Учреждение, называвшееся тогда “Музей Камбоджи” открылось уже в 1920 году,
хотя выполненное по проекту самого Гролье здание достроили только четыре года спустя;
он же и возглавил музей, став его первым куратором.
Непростым периодом для собрания стали 1975-1979 годы, когда Пномпень находился под властью режима “красных кхмеров”
- здание было заброшено, помещения галерей и крыша пришли в аварийное состояние,
а хранившиеся в подвале экспонаты пострадали в результате периодических подтоплений, случавшихся в сезон дождей.
В наши дни Национальный музей располагает по-видимому крупнейшей коллекцией камбоджийской средневековой скульптуры,
изображающей брахманистских и буддийских божеств, являвшихся выражением религиозных верований кхмеров
и использовавшихся ими в ритуальных целях.
Основными изображаемыми фигурами индуистского пантеона выступают Брахма, Шива и Вишну,
а так же многочисленные воплощения последнего: Кришна, Рама и т.д.
Vishnu statues, Bakong style, Angkor
Помимо этого, встречаются и второстепенные фигуры, такие как получеловек-полуптица Гаруда,
священный бык Нандин – бхакт Шивы и прочие мифологические существа – дэвы, асуры и апсары.
Angkor sculpture - Scanda on peacock; Varuna on Hamsa
В буддийской скульптуре в качестве основного образа выступает фигура Будды и окружающих персонажей из джаттак,
связанных с его воплощениями в предыдущих жизнях (для школы Тхеравада),
а также бодхисаттв Локешвара и Праджняпарамита (для школы Махаяна).
pediment - The defeat of Mara, Prasat Tep Pranan, Angkor, late XII - early XIII century A.D.
Помимо религиозной скульптуры, в собрании музея представлены барельефы представляющие собой архитектурный декор,
которые отображают различные сюжеты о богах, царях, исторических событиях происходивших в империи (хроники войн с чамами)
и сцены из жизни простолюдинов.
Не менее впечатляюще выглядит коллекция бронзовой скульптуры, которая охватывает VII-XX века.
Использование бронзового литья началось в Камбодже приблизительно за полторы тысячи лет до н.э.;
в третьем веке до н.э. на юге страны появилась и получила распространение донгшонская культура,
известная выполненными с большим мастерством ритуальными бронзовыми “барабанами”,
использовавшимися в церемониях вызова дождя.
К пятому столетию литье из бронзы стало основной отраслью ремесленного производства в этой части Юго-Восточной Азии,
из этого сплава изготавливали широкий спектр инструментов, оружия, ритуальных предметов и украшений.
Традиция отливки бронзовых статуй индуистских и буддийских божеств возникла в ту эпоху,
когда привнесенные из южной и центральной Индии религиозные концепции и политические идеи
начали оказывать влияние на ранние кхмерские государства Фунань и Ченла; своего расцвета она достигла в ангкорский период.
Большая фигура "Лежащего Вишну" конца XI-ого века демонстрирует тот уровень бронзолитейного мастерства,
который был достигнут в период наивысшего расцвета империи.
recining Vishnu
Помимо религиозной скульптуры и ритуальных предметов в экспозиции представлены изделия светского и повседневного назначения
- подсвечники, колокольчики, посуда и утварь, украшения и печати.
Галереи, выставляющие керамику, позволяют составить представление о распространённых у кхмеров её разновидностях,
например, элементах архитектурного декора – таких, как черепица для крыш или декоративные навершия,
предметах для религиозных церемоний – вазах, статуэтках, а так же утвари и сосудах, используемых для утилитарных целй;
последние часто выполнены в зооморфной форме.
oil lamp, Angkorian period, XII-XIII centures
Глазурованные изделия местного происхождения впервые появляются среди археологических находок сделанных рядом с группой храмов в Ролуос
(ранее - Харихаралайя, одна из бывших столиц доангкорского периода) датируемых IX-ым веком; среди них преобладает зеленая глазурь.
В начале XI-ого века более распространённой становится коричневая глазурь,
посуда с таким покрытием в изобилии встречаются в поселениях кхмеров на территории Исана.
С закатом империи в XIII-ом веке значительно возрастает экспорт китайской глазурованной керамики,
в то же время собственное производство сокращается, происходит откат к более примитивным изделиям и применяемым технологиям.
Разнообразие форм керамических сосудов представленных в коллекции музея
позволяет сопоставить их с изображениями предметов утвари,
встречающихся на барельефах относящихся к разным периодам существования кхмерского государства;
такое сопоставление может помочь приблизительно определить датировку этих экспонатов.
К северу и северо-западу от Национального музея лежат кварталы камбоджийской столицы
с преобладанием туристической инфраструктуры – гестхаусов, отелей, кафе, ночных клубов и т.п.,
они состоят из старой, низко-этажной застройки имитирующей стилистику зданий колониальной эпохи;
там же, в получасе ходьбы от музея расположился и Центральный рынок (Central Market).
На Центральном рынке часто можно встретить иностранцев, скупающих сувениры,
а так же всевозможные продукты и изделия местного происхождения
– кофе, специи, плетеную посуду из ротанга, серебряные шкатулки и украшения, традиционную национальную одежду.
Цены там рассчитаны на туристов и заметно выше, чем средне-камбоджийские,
поэтому рекомендуется настойчиво торговаться, либо попытать удачи в другом месте.
Некоторую конкуренцию Центральному рынку может представлять находящийся неподалеку Orussey Market,
где иностранцев существенно меньше, аналогичные товары стоят дешевле, а выбор лишь немногим уступает Central Market;
впрочем, рынков в камбоджийской столице предостаточно, любителям шопинга и погружения в иную культурную среду можно порекомендовать
Tuol Tompoung Market (Русский рынок), известный в прошлом своей нелегальной торговлей антиквариатом,
оружием и наркотическими средствами, а ныне представляющий собой крупнейший центр по реализации подделок под известные западные бренды.
Сложно предположить, что даже в дали от редко посещаемых туристами уголков камбоджийской столицы
сохранилась возможность приобрести нечто аутентичное и раритетное по сходной цене – с учетом того,
что в страну идет постоянный поток туристов, а в Пномпене еще со времен,
последовавших за освобождением города от “красных кхмеров” сформировалось комьюнити экспатов,
все подобного рода варианты давно ушли в прошлое.
Корпуса печально известной тюрьмы Tuol Sleng (Туол Сленг или S 21) изначально занимала обычная школа,
а в наши дни там разместился Tuol Sleng Genoside Museum.
Tuol Sleng Genoside Museum
Основную массу посетителей составляют иностранные туристы, что не удивительно
- трагические страницы истории собственной страны жителям Камбоджи знакомы слишком хорошо
и во многих семьях есть родственники старших поколений, либо ставшие жертвами репрессий,
либо напрямую связанные с режимом “красных кхмеров”.
История Туол Сленг берет свое начало в 1975 году, когда в результате поражения правительственных сил проамериканского режима Лол Нола
в гражданской войне, в Пномпень вошли силы Национального единого фронта Кампучии.
После этого представлявшие Коммунистическую партию Камбоджи “красные кхмеры” полностью захватили власть в стране,
практически сразу же приступив к репрессиям – так, все разоруженные солдаты Кхмерских Национальных Вооруженных Сил вскорости были казнены
на Олимпийском стадионе. Созданный заместителем командующего фронта "Комитет по уничтожению врагов"
немедленно постановил расстрелять Лол Нола, премьер министра Лонг Борета, скрывавшегося во французском посольстве принца Сисовата Сирика,
высших государственных чиновников и захваченных в плен офицеров КНВС.
В соответствии с планом Пол Пота, все население Пномпеня должно было немедленно покинуть свои дома для “эвакуации”
и последующего расселения в сельской местности; одновременно службой безопасности Демократической Кампучии было начато
выявление классовых врагов режима. Арестованных сторонников Кхмерской республики,
представителей немногочисленной камбоджийской интеллигенции и членов их семей, буддийских монахов, христиан,
а так же этнических вьетнамцев, китайцев и тайцев доставляли в Туол Сленг,
где путем изощренных пыток заставляли сознаться в никогда не существовавших в реальности преступлениях.
После этого узников вывозили в южные пригороды Пномпеня на так называемые “Поля смерти”, где расстреливали, забивали мотыгами,
подрывали взрывчаткой или перерезали горло пальмовым листом для экономии патронов.
К 1976 году все прочие созданные в Пномпене «красными кхмерами” тюрьмы были переведены в Туол Сленг,
комендантом новой структуры стал Канг Кек Иеу, глава "особого подразделения" Сантебал.
Общее число жертв, прошедших через застенки Туол Сленг оценивается в 15-17 тысяч,
спастись удалось семи или по другим данным десяти узникам,
освобождённым вьетнамскими войсками при отступлении «красных кхмеров” из Пномпеня в начале 1979 года.
Наиболее подробным отчетом о происходивших в Туол Сленге событиях и описанием работы репрессивной системы режима "красных кхмеров"
служит сохранившийся тюремный архив, составляющий более 700 000 страниц;
в июле 2009 года большая его часть была внесена UNESCO в список Всемирного наследия.
stands with photos of prisoners
prisoner`s photos from the archives of Tuol Slang
В практическом плане, в обозначенных буквами A, B, C и D корпусах можно увидеть
отгороженные простенками из кирпича и дерева одиночные камеры с ящиками из под боекомплекта для мочи и экскрементов,
цельнометаллические кровати к которым приковывали узников, примитивные кандалы, приспособления для пыток и многочисленные стенды
с фотографиями жертв.
prison cells
interrogation chamber
Логическим продолжением знакомства с темой репрессий станет посещение “Полей смерти” Тьэнгъаек (Choeung Ek Genocidal Center),
где проводились казни узников Туол Сленг.
Choeung Ek Genocidal Center
Этот обширный пустырь в пригороде Пномпеня, где ранее располагалось небольшое китайское кладбище
послужил полигоном для массового уничтожения людей, в том числе и из числа самих “красных кхмеров”;
особое подразделение КПК помимо ликвидации классовых врагов занималось и внутренними “чистками”.
Для поминовения жертв на территории полигона установлен мемориал в виде буддийской ступы,
внутри которой находится стеклянный оссуарий, заполненный черепами обнаруженными при эксгумации массовых захоронений.
Точное число погибших на “Полях смерти” неизвестно, но речь может идти о сотнях тысяч;
ещё долгие годы спустя после падения режима Пол Пота на размываемой в сезон дождей поверхности полигона появлялись человеческие останки.
buddhist memorial
mass grave №5
Тьэнгъаек не был единственным такого рода местом, но именно его камбоджийские власти выбрали для того,
что бы превратить в туристическую достопримечательность.
Помимо вышеперечисленных сайтов, в Пномпене существует несколько буддийских храмов
потенциально представляющих интерес для иностранных туристов – старейший в городе и уже упоминавшийся Ват Пном (Wat Phnom),
лишь немногим уступающий ему в древности Ват Оуналом (Wat Ounalom) 1422 года постройки
и находящийся рядом с Монументом Независимости Ват Лангка (Wat Langka), так же относящийся к пяти старейшим храмам города.
Из-за недостаточной развитости транспортной инфраструктуры в камбоджийской столице отсутствует автовокзал как таковой,
вместо этого, занимающиеся пассажирскими перевозками автобусные компании
самостоятельно организовывают продажу билетов и отправление пассажиров.
Офисы этих компаний сосредоточены преимущественно в центре города, некоторые из них полностью ориентированы на иностранных туристов
и предлагают билеты по цене в полтора – два раза выше чем для местных жителей.
Обычно такие билеты продают в любом гестхаусе с небольшой наценкой,
вместе с тем, ничто не мешает воспользоваться услугами других перевозчиков.
Основная масса не располагающих собственным либо арендованным транспортом путешественников следует стандартным маршрутам:
Пномпень – Сиемреап – Пойпет, Пномпень – Сиемреап – Баттамбанг или Пномпень – Сиануквиль.
Для посещения же исторических сайтов или национальных парков находящихся в отдаленных от этих направлений провинциях,
транспорт придется нанимать, при этом желательно действовать группой,
так как для одного стоимость поездки может быть значительной.
Так, однодневный переезд в обе стороны от Сиемреап до храмового комплекса X-ого века Кох Кер (Koh Ker, провинция Preah Vihear
на севере страны) может стоить 120-140$, и с другими потенциально привлекательными для туристов сайтами та же ситуация.
Учитывая вышеизложенное, целесообразна аренда байка или внедорожного мотоцикла,
такое решение сразу открывает широкие возможности для самостоятельного изучения интересующих достопримечательностей.