Rang Mahal
Находится Красный Форт почти в самом центре современного Дели, недалеко от станции метро Lal Quila на фиолетовой линии.
В получасе ходьбы от Lahore Gate, главных ворот Красного Форта будет Jama Masjid - крупнейшая мечеть в Индии, построенная между 1644 и 1656 годами в период правления Шах-Джахана.
Lahore Gate
Jama Masjid Mosque
До уже упоминавшегося минарета Qutub Minar добираются от станции метро Saket на желтой ветке, пешком или на моторикше.
Qutub Minar
Минарет назван в честь Кутуб ад-Дина Айбака, суфийского святого, первый этаж построен над руинами Лал Кот, древней цитадели времен династии Томара,
верхние этажи достраивались в последующие эпохи. Минарет пострадал от сильных землетрясений в 1505 и 1803 годах.
В 1828 году майором британских колониальных войск Робертом Смитом был установлен купол на колоннах над пятым этажом, что сделало постройку шестиэтажной;
впоследствии, эта модернизация была снесена по указанию генерал-губернатора Индии виконта Хардинга.
Humayun`s Tomb - мавзолей Хумаюна, признанный объектом всемирного наследия UNESCO обнаруживается в получасе ходьбы от станции метро JLN Stadium.
Humayun`s Tomb
Праведный падишах Хумаюн, унаследовавший трон от своего отца Бабура, основателя династии Великих Моголов,
скончался в 1556 году по нелепой случайности – спеша к намазу по призыву муэдзина он упал с лестницы и ударился головой о каменный выступ.
Первоначально был захоронен в Purana Quila – этот мавзолей так же находится на территории современного Дели, к югу от станции метро Indraprastha, синяя линия.
Из-за нападения на Дели войск Хему, тело Хумаюна было забальзамировано и передано в Пенджаб, где в то время короновался его сын Акбар.
Впоследствии, преданная первая жена падишаха, Бега Бегум перезахоронила тело мужа с большими почестями в специально построенном для этого мавзолее.
В непосредственной близости от мавзолея находится Гурдвара Дамдама Сахиб (Gurdwara Damdama Sahib), что буквально означает “место отдыха”,
сикхский храм (gurdwara), построенный Сардаром Бхагелем Сингхом в 1783 году, когда огромная армия сикхов под его командованием заняла Дели.
Храм посвящен десятому гуру сикхизма Гобинду Сингху, поддержавшего принца Муаззама в борьбе за престолонаследие с собственным братом
и известного впоследствии как император Махадур Шах.
Gurdwara Damdama Sahib
Наваб Сафдарджунг (Nawab Safdarjung) был визирем империи Великих Моголов во времена правления Мухаммед Шаха и его сына Ахмед Шаха (1719 - 1748);
в то время индийский султанат переживал непростые времена и фактически контролировал только северные провинции.
Визирем были предприняты значительные усилия для ограничения реальной власти императора и взятию под контроль системы управления в султанате,
однако он был изгнан кастой маратхов в 1753 году и вскорости умер. Мавзолей Сафраджунга был построен его сыном Навабом Шуджаудом (Nawab Shujaud),
вымолившим право на постройку у императора.
Safdarjung`s Tomb
Сады Лоди (Lodhi Gardens) представляют собой собственно парк, в котором находятся гробница Мухаммеда Шаха,
построенная в 1444 году Ала-уд-Дин Алам-Шахом и гробница Сикандера Лоди, построенная его сыном Ибрагимом Лоди в 1517 году.
В 1526 году Ибрагим Лоди, последний султан Дели из династии Лоди, был разбит Бабуром, основателем династии Моголов.
Lodhi gardens
Помимо выше описанных сайтов, в Дели можно найти множество других архитектурных памятников средневековья, например Форт Туглакабад (Tukhlakabd Fort),
Храм Лакшми Нараян (Laxmi Narayan temple) и т.п.
Внимания так же заслуживают и относительно недавно построенные индуистские и сикхские святилища, представляющие интерес с культурологической точки зрения.
Baba Baghel Singh Sikh Heritage Museum - является действующим сикхским храмом, при входе необходимо сдать обувь на хранение,
омыть ноги в специальном бассейне и повязать голову косынкой, которую выдадут стражи храма при входе.
На его территории находится обширный бассейн для ритуальных омовений и постоянно прибывают паломники из разных концов страны;
по сути, храмовый комплекс представляет собой уменьшенную копию строений главной святыни сикхизма, знаменитого Золотого Храма в Амритсаре.
Baba Baghel Singh Sikh Heritage Museum
sikh piligrims
Sri Laxmi Narayan Mandir – индуистский храм современной постройки неподалеку от Baba Baghel Singh Sikh Heritage Museum, при входе так же необходимо снимать обувь.
Национальный музей Индии один из крупнейших в Азии, в экспозиции присутствуют артефакты древнейших цивилизаций верхнего Инда - Мохенджо-Даро и Хараппы;
достигается от станции метро Central Secretariat (фиолетовая и желтая ветки), Музей естественной истории - от станции метро Mandi House (синяя ветка).
Автобусы в северо-западном от индийской столицы направлении отправляются с автовокзала ISBT Kashmir Gate, (одноименная станция метро, красная ветка).
Билеты покупают либо непосредственно перед отправлением, для чего следует появится на автовокзале заранее и выяснить обстановку с их наличием на ближайшие рейсы,
либо через веб-сайт той транспортной компании, услугами которой планируется воспользоваться (PUNBUS/Punjab Roadways Co., www.punbusonline.com).
Проблема заключается в том, что на сайте компании могут не приниматься банковские карточки выпущенные не-индийским банком, т.е. расплатиться карточкой иностранного банка,
использующей международные платежные системы Visa, Master Card или American Express может не получится.
В этом случае будет уместно попросить персонал хостела или отеля купить для вас билеты on-line, расплатившись наличными; Joey`s Hostel предоставляет такую услугу бесплатно.
Автобус Дели – Амритсар (Амритсар) отправляется в 18:30 и прибывает в 4:00 утра, стоимость билета 1104 рупий.
Амритсар - столица штата Пенджаб, исторически является центром сикхизма, сюда устремляются потоки паломников со всей страны, поэтому найти подходящее место для проживания совсем не сложно,
в городе множество отелей и гестхаусов.
Выбранный для остановки в Амритсаре Manje Bistre guesthouse трудно рекомендовать для проживания; несмотря на страшную жару, персонал любит отключать кондиционер в дневное время,
если в общей комнате мало постояльцев. Иностранцев в хостеле замечено не было, в основном там останавливаются индийские туристы и паломники;
из плюсов можно отметить удобное расположение гестхауса, в нескольких сотнях метров от главной достопримечательности города - Золотого Храма (Harmandir Sahib).
Amritsar Manje Bistre guesthouse - street view
Во времена британского правления территория штата Пенджаб была значительно больше, чем та, что индийский штат Пенджаб занимает в наши дни.
В 1947 году в процессе отделения западных территорий, населенных преимущественно мусульманами и создания независимого государства Пакистан,
штат был разделен на индийскую и пакистанскую части, шесьдесят пять процентов территории досталось Индии и вошло в состав штатов Пенджаб, Харьяна и Химачал-Прадеш.
Столицей пакистанского Пенджаба стал город Лахор, где ранее располагалась британская колониальная администрация, а индийского - Чандигарх; Амритсар же остался в составе Индии.
Процесс деления сопровождался массовыми столкновениями и убийствами по признакам конфессиональной и этнической принадлежности, множество людей было вынужденно покинуть свои места проживания
и бежать из-за преследований; общее число жертв остается невыясненным, по приблизительным оценкам погибло более миллиона человек, еще четыре миллиона не были обнаружены при последующих переписях населения.
Partition Museum - музей разделения, посвящен историческим событиям того времени; экспозиция богата скорее архивными документами и историческими свидетельствами событий тех лет, чем артефактами; тем не менее,
зайти туда стоит - в особенности если из Амритсара намечена поездка в пакистанский Лахор.
Partition Museum
Сикхизм, как религиозная доктрина был создан Нанаком Дэвом (1469-1539), ставшим первым сикхским гуру; община приверженцев нового культа управлялась духовными учителями (гуру),
каждый из которых назначал себе преемника; последний, десятый сикхский гуру Гобинд Сингх передал власть самой общине.
После этого последователи новой конфессии разделились на двенадцать кланов, вожди которых получили всю полноту духовной и военной власти; постепенно, среди них развернулось острое соперничество.
В 1820 году Ранджит Сингх, глава общины Сукерчакья при помощи военной силы объединил все земли населенные сикхами в Пенджабе и создал единое государство
– Халистан, со столицей в Амритсаре.
Maharaja Ranjit Singh Statue
С этого момента началось противостояние государства сикхов с Британской Империей, вылившееся в две войны,
которые закончились победой Великобритании и исчезновением сикхской государственности в 1849 году.
Истории сикхизма и англо-сикхских войн посвящена экспозиция Central Sikh Museum: там выставлены картины, оружие, амуниция и документы той эпохи.
Музей находится в историческом центре Амритсараыы, совсем рядом с главной достопримечательностью – Золотым Храмом (Darbar Sahib).
Строительство Золотого Храма был было начато в 1588 году и закончено в 1604 году, в храме хранится оригинал Sri Guru Granth Sahib,
священной книги написанной первыми сикхскими гуру.
В ходе вторжений армии Ахмад Шах Абдали в Пенджаб в 1757 и 1762 году храм значительно пострадал, но был впоследствии восстановлен.
В период правления Ранджит Сингха, основателя империи сикхов, бассейн вокруг храма был очищен, отделан золотом и бронзой,
верхние этажи здания были покрыты золотой фольгой и храм получил свое нынешнее название.
One of the four entrances to Golden temple complex
В 1984 году храмовый комплекс был взят штурмом индийской армией (операция «Голубая Звезда»),
общее число погибших защитников храма, индийских солдат и мирных жителей превысило тысячу человек,
храм получил значительные повреждения. Причиной штурма стала деятельность сикхских сепаратистов,
целью которых была реставрация независимого государства Халистан на территории штатов Пенджаб, Харьяна и Химачал-Прадеш.
Движение сепаратистов получало поддержку от правительства Пакистана, в храме хранилось и производилось оружие.
Прямым следствием этих событий стало последовавшее покушение на премьер-министра Индии Индиру Ганди, совершенное 31 октября 1984 года её телохранителями сикхами.
Golden Temple
piligrims
Зайти на территорию храмового комплекса может человек исповедующий любую религию или атеист, в любое время, кроме перерыва с двенадцати до трех часов ночи;
так же как и при посещении любой сикхской гурдвары необходимо сдать обувь на хранение, повязать платок на голову и омыть ноги. К узкому коридору,
ведущему через бассейн в здание Золотого Храма и символизирующему путь праведников, обычно стоит большая очередь, которая двигается крайне медленно.
queue to Golden Temple
За порядком на территории храма следят вооруженные церемониальным оружием члены воинского сословия амиритдхари сикхи-ниханги.
nihangs - an armed sikh guards
На прилегающих к Золотому Храму улицах расположены многочисленные лавки сувениров,
там же можно купить предметы, которые в соответствии с традицией каждый сикх должен иметь при себе: кара - гребень для фиксации неостриженных волос (кеш),
носимых под тюрбаном, канга - металлический браслет на запястье, качх - короткие штаны под верхней одеждой, кирпан - ритуальный кинжал, а так же элементы национального костюма.
cold weapon store
Амритсар - это удачное место для того что бы познакомиться с пенджабской кухней, заметно отличающейся от рациона индуистов центрального региона страны.
В Пенджабе часто используются молочные продукты: йогурт, творог, сливочное масло, широко распространены тушеные бобовые, лепешки, запеченые овощи, курятина и рыба;
рис же, не составляет основу большинства блюд; так же, как и в остальной Индии популярны самосы - обжаренные в масле пирожки с начинкой.
pujabi cuisine
Из Амритсара в Дхарамсалу можно доехать на местных автобусах с пересадкой в Патанкот;
уровень комфорта в них ниже среднего - кондиционер отсутствует, днем в салоне бывает очень жарко.
В салон автобуса набивается много индийцев с поклажей и в большинстве случаев приходится ехать, поставив рюкзак себе на колени.
Дхарамсала - это небольшой городок в предгорьях Гималаев, известный главным образом тем, что c 1959 года здесь находится резиденция его святейшества
Далай-Ламы XIV и правительство Тибета в изгнании.
Территории, на которых находится современная Дхарамсала были заселены преимущественно индуистами и до прихода британцев находились под влиянием небольшого королевства Кангра,
ранее известного как Nagarkoth и его правящей династии Katoch. В окрестностях города Кангра, в 20 километрах от Дхарамсалы находится один из древнейших фортов в Индии, Kangra Fort.
Точная дата его постройки неизвестна, но уже в начале одиннадцатого века он был осажден Махмудом Газни из династии Газневидов, а позднее пережил еще две осады в 1360 и 1540 годах;
в 1620 форт был захвачен Джахангиром, сыном Акбара из династии Великих Моголов.
Дхарамсала же, была довольно неприметным местом до появления там британцев в 1849 году.
Прохладный климат и живописные ландшафты этих мест были замечены и многие офицеры из гарнизона расквартированного в Кангра,
стали переселяться в Дхарамсалу; позднее их примеру последовали гражданские власти и в 1855 году Дхарамсала стала административным центром округа Кангра.
На склонах холмов Дхауладхар, недалеко от индуистского святилища была расквартирована 66-ая дивизия гуркхов, переведенная сюда из Кангра.
Штаб-квартира дивизии располагалась в Дхарамсале вплоть до обретения Индией независимости; туземные подразделения активно использовалась
британским правительством в ходе первой и второй мировых войн, поэтому названия многих улиц в городке связаны с четырнадцатью полками гуркхов, селившихся в этих местах.
В 1905 году Дхарамсала сильно пострадала от землетрясения после которого колониальными властями было принято решение о переносе столицы округа в Шимла.
По настоящему известной Дхарамсала стала после того, как Далай-Ламе XIV, покинувшему оккупированный народно-освободительной армией Китая Тибет,
было предоставлено убежище на территории Индии.
В наши дни Дхарамсала представляет собой популярный среди индийских и иностранных туристов городок, населенный преимущественно тибетцами.
Сюда приезжают для посещения монастырей, многочисленных духовных центров, курсов медитации и за активным отдыхом в окрестных горах.
Автобусная станция находится в нижней Дхарамсале, там же будет городской муниципалитет и офисы банков;
верхняя Дхарамсала или Маклеод Гандж расположена в нескольких километрах вверх по склону; туда ведет извилистая горная дорога.
lower Dharmashala view
Резиденция Далай-Ламы XIV, тибетские монастыри, гостиницы и гестхаусы, кафе и лавочки сувениров – все это находится в Маклеод Гандж;
от автобусной станции туда поднимаются по крутому склону пешком часа за полтора или берут такси от автобусной станции.
McLeodGanj
Монастырь Thekchen Choling выступает главным центром активности в Маклеод Гандж, там проходят лекции, семинары, ретриты и конференции буддистов;
так же, к его территории примыкают монастырь Namgyal и храм Tsuglakhang.
В гомпе хранятся реликвии, вывезенные из Лхасы во времена китайской Культурной революции, в том числе 1500-летний идол гуру Падмасамбхавы.
Время от времени его святейшество Далай-Лама проводит публичные выступления, посмотреть расписание мероприятий можно на сайте:
Thekchen Choling Monastery
Помимо религиозных аспектов, Дхарамсала представляет интерес, как анклав тибетской культуры на территориях заселенных преимущественно индуистами.
Разумеется, большинство тибетцев проживающих в Дхарамсала в наши дни родились значительно позже известных событий 1950 года,
и скорее всего никогда не бывали на территории Тибетского автономного района КНР по понятным причинам; тем не менее, они сохраняют свою национальную культуру и
многие семьи поддерживают связи с родственниками по ту сторону границы, несмотря на крайне ограниченные для этого возможности.
В полутора часах ходьбы от Thekchen Choling, в хвойном лесу неподалеку от небольшого озера Dal расположился монастырь Tibetian Flags Temple;
недалеко от него есть несколько индуистских святилищ, а так же гестхаусы и гостиницы; если толпы туристов
уже успели наскучить и хочется тишины в окружении живописных горных ландшафтов, то стоит поселиться поблизости.
Dal lake
Немного в стороне от озера, на холме будет кемпинг (Triund Camping), где туристы размещаются в палатках, либо у местных жителей, в homestay.
Dharmakot
Многие путешественники при поездке по северной Индии делают Дхарамсала конечным пунктом своего маршрута и затем возвращаются в Дели;
связано это с тем, что граничащий с Himachal Pradesh штат Jammu & Kashmir является территорией, принадлежность которой оспаривается Пакистаном и имеет репутацию неспокойного региона с высоким уровнем террористической активности.
На практике, для туристов это означает, что мобильный интернет, получаемый через SIM карту местного индийского оператора Vodafone в Jammu&Kashmir перестает работать.
А так же означает необходимость предъявлять документы и вещи к досмотру на многочисленных блок-постах и минимизировать свои перемешения в темное время суток,
т.к. иностранным гражданам официально запрещено перемещаться по трассе в автобусе или в машине после 18-00.