Блог самостоятельного путешественника по Азии

Эгейское побережье Турции и Ликийская тропа - Продолжение, часть I

Стамбул - Чанаккале - Троя - Бергама (Пергам) - Измир - Сельчук (Эфес) - Денизли

Памуккале - Афродизиас - Фетхие - Патара - Анталья


Современный город Бергама (Bergama) возник к юго-востоку от руин древнего города Пергамон, более известного как Пергам - крупнейшего центра греческой цивилизации во всей северо-западной части Малой Азии.

От Чанаккале до Бергама около двух с половиной часов езды; автобусная станция Бергама находится на окраине города в семи километрах от центра - впрочем, автобусы некоторых компаний сворачивают с основного шоссе и заезжают в Бергама - насколько близко к центру они высаживают пассажиров перед тем как сделать разворот и вернуться на трассу полезно будет уточнить при покупке билета в Чанаккале.

Подходящий бюджетный вариант размещения в городе - Gobi Pension guesthouse; просторные комнаты, удобное месторасположение рядом с Bergama Museum, наличие кухни, уютного внутреннего дворика и умеренная цена делают этот гестхаус предпочтительным выбором для самостоятельных путешественников.

Если выйти из гестхауса на дорогу ведущую к высокому холму на вершине которого хорошо видны развалины Акрополиса, то через несколько сот метров слева по ходу движения обнаруживается музей города Бергама.

Acropolis view

вид на Акрополис

Bergama Museum

археологический музей Бергама

Наиболее важные археологические находки из Пергама - такие как большой алтарь Зевса, построенный пергамским царем Эвменом II предположительно в период между 180—159 г. до н.э. были вывезены в Берлин еще в конце 19-ого века и выставлены в Pergamonmusem, в Берлине; кроме того, современный город Бергама является частью провинции Измир, в столице которого - городе Измире находится крупный археологический музей и все значимые находки сделанные на территории провинции на протяжении многих лет поступали именно в его фонды; тем не менее, небольшая экспозиция музея Бергама вполне заслуживает внимания.

В выставочных залах можно осмотреть уменьшенную копию алтаря Зевса и другие артефакты, обнаруженные во время раскопок на территории Акрополя и Асклепиона. Наиболее впечатляющие среди них - статуя императора Адриана из библиотеки Асклепиона, каменная скульптура лошади, украшавшая алтарь Зевса и статуя юноши-атлета, представляющая собой характерный образец древнегреческой пластики IV века до н.э.

Statue of Emperor Hadrian in Bergama Museum

статуя императора Адриана
статуя императора Адриана

Адриан посещал западную Анатолию когда сопровождал своего двоюродного дядю, императора Траяна в его последней кампании и затем дважды, уже будучи императором, во время собственных походов по всей Римской империи.

Во множестве древних городов на западе Турции сохранились либо его статуи, либо архитектурные объекты, возведенные по его иннициативе; численностью скульптурные портреты императора уступают только статуям его трагически погибшего возлюбленного Антиноя. Некоторые статуи изображают Адриана как военноначальника в доспехах и с оружием в руках, другие - совершенно обнаженным, как древнего героя или божество; статуя, найденная в библиотеке Асклепиона представляет собой нечто среднее - император изображен обнаженным, но доспехи находятся рядом.

Культ Деметры, древнегреческой богини земледелия и плодородия в Западной Анатолии приобрел новые черты, став частью религиозной традиции предшествовавшей поклонению богам олимпийского пантеона и уходящей своими корнями в Микенский период. Деметра, в анатолийской традиции именуемая Кибелой и соответствующая Церере в римском пантеоне божеств, считалась так же покровительницей вселенского порядка, богиней "дарующей обычаи", обряды поклонения которой именуемые Элефсинскими мистериями сливались с заимствованными с Ближнего Востока чертами древнего культа матери-богини, характерного для шумерско-аккадской, хурритской и финикийской мифологий.

На выставленном в музее Бергама рельефе с террасы Деметры богиня изображена с характерными для ее иконографии элементами: факелом и венком на голове.

relief from the terrace of Demeter

рельеф с изображением жертвоприношения, терраса Деметры

Мозаика, изображающая голову медузы в обрамлении спирального геометрического орнамента, датируемая III-им веком н.э. неожиданным образом очень сходна по стилю с аналогичной мозаикой обнаруженной в совершенно другом регионе Средиземноморья, а именно в руинах древнего города Тапс (Thapsus), находившегося на северном побережье Африки неподалеку от Карфагена.

mosaic panel

Мозаика, изображающая голову медузы

Коллекция античных статуэток принадлежащая музею относится к классическому эллинистическому периоду, а несколько образцов - к архаическому периоду; среди экспонатов часто встречаются изображения Эроса и Афродиты. Часть статуэток была найдена при раскопках древнего города Мирина (Myrina), одного из эолийских городов на западном побережье Мизии в пятидесяти километрах к юго-западу от Пергама; город прекратил своё существование в третьем столетии нашей эры.

figures collection

коллекция античных статуэток
дворец Чхандоккун, Сеул Баган, Мьянма Храм-музей Чойджин-ламы, Улан-Батор Си Сатчаналай, Тайланд Гималаи, Непал Мандалай, Мьянма Ташкурган, Синьзян Баган, Мьянма храм Та Пром, Ангкор Ват запретный город, Пекин
  Страны и локации 

Интерес так же представляет обширная коллекция античной керамики.

В результате экономических взаимоотношений Западной Анатолии с государствами юга и востока (Урарту, Ассирия, Финикия, Египет) их культурное влияние начало проявляться в керамике и скульптуре в период между 650 и 570 годом до н.э.

В то время, как распространенные в украшении керамики геометрические мотивы были постепенно оставлены, возникли новые темы - такие как мифические существа заимствованные с востока (сфинксы, гриффины и сирены), мифологические сюжеты, фигуры животных и растений, впервые стали применяться мотивы орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или листьев - розетты, и пальметты - элементы орнамента в виде листа пальмового дерева.

В этот период Коринф выступал наиболее важным центром производства керамики и морской торговли во всем Средиземноморье; коринфская керамика была очень популярной и часто копировалась западно-анатолийскими мастерами. Коринфские мастера использовали преимущественно белую глину, поэтому керамику произведенную в Пергаме часто перед обжигом покрывали сверху тонким слоем светлой глины, имитируя внешний вид коринфских изделий.

К 570 году н.э. культурное влияние городов-государств из Аттики на греческие колонии в Малой Азии усилилось, появившийся чернофигурная вазопись бысторо распространилась в Западной Анатолии и влияние восточных стилий осталось в прошлом; начался архаический период в древнегреческом искусстве, продлившийся до конца V века до н.э. и предшествовавший искусству классической Греции.

West Anatolian pottery

коллекция керамики
западноанатолийская керамика западноанатолийская керамика
западноанатолийская керамика

busts of the Roman period

бюсты римского периода

Покинув музей, можно продолжить знакомство с историей древнего Пергама посетив Акрополь - стоящий на холме высотой 270 метров архитектурный комплекс, включавший в себя дворец пергамских царей, арсенал, алтарь Зевса, Траянеум - храм императора Траяна, театр, знаменитую библиотеку, храмы Диониса, Деметры и Афины.

Для этого придется обойти холм по часовой стрелке, т.к. вход на территорию Акрополя находится с противоположенной от города стороны.

Причины, побудившие древних жителей Пергама избрать высокий холм доминирующий над окружающей местностью в качестве площадки для строительства, объясняются их мировоззрением и религиозными верованиями.

Древние верили в божественные силы природы и рассматривали естественные источники воды, рощи и горы как жилища богов; выделяющиеся на фоне окружающего ландшафта скалы, подобные тем, что были найдены в Kapikaya, в пяти километрах к северо-западу от Пергама, часто использовались в Анатолии в качестве культовых мест для поклонения Кибеле, богине плодородия.

Раскопки нескольких высеченных в скале святилищ на восточном склоне городского холма, датированне первым и вторым веками до н.э. показали, что такие культовые места могли располагаться и внутри городских стен.

То же самое относится к большим скалам, расположенным ниже театральной террасы: крутой проход вел к скале, в которой была высечена обширная искусственная ниша, в ней находилась статуя божества, которой делались подношения. К настоящему времени в нише сохранились две крипты в которых был раскопан слой пепла и найдено множество фрагментов глиняных фигур; по всей видимости здесь поклонялись сверхестественным силам природы, отождествляемым с духами гор.

Поклонение местным духам природы практиковалось наряду с признанными и поощряемыми на официальном уровне культами богов греческого пантеона, что свидетельствуют о широком спектре различных ритуальных и религиозных практик в древнем Пергаме.

Acropolis view

вид на Акрополис

Краткое предварительное знакомство с древней историей Пергама позволяет лучше понять значимость и уникальность сохранившихся архитектурных комплексов Акрополиса и Асклепиона.

Пергам и его окрестности были заселены с доисторических времен, а в эллинистическом и римском периодах город являлся важным цивилизационным центром Древнего Мира.

На основании данных раскопок установлено, что в VI и в V веках до нашей эры на том месте, где находится Пергам, было небольшое поселение.

В 334 году до н.э. город был захвачен Александром Македонским, а после смерти Александра и последовавшим распадом его империи власть над Фригией и Пергамом отошла полководцу Антигону I (382 — 301 до н. э.).

В 301 году до н. э. в битве при Ипсе против диадохов Кассандра, Лисимаха и Селевка Антигон I был разгромлен и погиб; Лисимах взял власть в свои руки во всей Малой Азии, захватив Ионию и Эолиду, в т.ч. Пергам.

Незадолго до битвы при Ипсе, один из военноначальников Антиоха I - Докима, перешел на сторону Лисимаха; ему последовали и его офицеры в т.ч. и Филетер, позднее назначенный Лисимахом управлять гарнизоном Пергама. В хорошо укрепленном городе в то время хранилась казна, 9000 талантов; когда войска Селевка I Никатора приблизились к городу, Филетер повторно совершил предательство и перешел на сторону Селевка, а после его гибели в 281 году до н.э. основал собстенную династию, передав власть племяннику Эвмену; при этом средства казны были им использованы для укрепления внешнеполитического влияния Пергамского царства, что позволило отодвинуть его северные границы вплоть до Мраморного моря; тем не менее, вассальная зависимость от империи Селевкидов сохранялась вплоть до 228 года н.э.

После смерти Эвмена I (263-241 до н. э.) царями династии Филетеров последовательно становились Аттал I (241-197 до н. э.), Эвмен II (197-159 до н. э.), Аттал II (159-138 до н. э.) и Аттал III (138-133 до н. э.).

После того, как Аттал I одержал победу в битве с галлами, которым до этого Пергамское царство платило дань, его преемник, Эвмен II получил всю Малую Азию вплоть до Таврских гор по Апамейскому договору (188 г. до н. э.), а после его победы над Антиохом II Пергамское царство достигло пика своего могущества.

Особое отношение пергамских царей к искусству привело к созданию значимых образцов античной архитектуры и скульптуры; во времена правления Эвмена II было создано одно из наиболее важных произведений всего эллинистического периода - уже упомянутый выше большой алтарь Зевса из Пергама.

После кончины Аттала III в 133 году и кратковременной смуты, вызванной слухами о подмене истинного завещания пергамского царя римлянами, последовало правление Аристоника (133 — 129 год до н.э.) - незаконнорожденного сына Эвмена II взошедшего на престол под именем Эвмена III. В это же время в борьбу за власть над Пергамским царством и находящимися под его влиянием территориями включился Рим; по итогам Пергамской Войны, Аристоник был разбит легионами консула Мания Аквилия, пленен и доставлен в Рим, где позднее был задушен в Мамертинской тюрьме; Пергамское царство стало римской провинцией.

При римском правлении население увеличилось примерно до 150 тысяч человек, непрерывно шли важные строительные работы инициированные императором Траяном и продолженные его приемником Адрианом.

В первых веках нашей эры, когда христианство получило распространение в регионе, в Пергаме образовалась одна из первых церковных общин.

Начиная с III века н.э. Римская империя начала терять свое могущество и Пергам вошел в период упадка; в 395 году н.э. город перешел под контроль Византийской империи.

Во времена экспансии арабского халифата Пергам ненадолго захватывался войсками Масламы ибн Абд аль-Малика; позднее, при Алп-Арслане (1063—1072 годы) город неоднократно разорялся набегами селдьжуков.

Вскоре после 1300-ого года город был поглощен бейликом Карасы, а затем вошел в состав Османской империи; при османах большое значение уделялось строительству и сохранению древних архитектурных сооружений; во многом благодаря этому руины римско-греческого архитектурного наследия дошли до наших дней.

Нужно отметить, что римляне так же бережно отнеслись к доставшемуся им от греческих мастеров наследию, дополнив Акрополь постройками призванными подчеркнуть принадлежность Пергама к империи и учредить культовое почитание императоров.

Зайдя на территорию Акрополиса и свернув налево, к трибунам театра занимающим естественный склон холма на котором стоит храм Траяна, можно увидеть руины алтаря Зевса - самого известного объекта всего комплекса.

Zeus altar view

вид на алтарь Зевса

Построенный в эллинистическом периоде театр позволял вместить до десяти тысяч зрителей.

theatre stands view

вид на трибуны театра

Храм Траяна относится к типу периптероса, то есть окружен портиком с одной колоннадой; на длинных сторонах постройки было по девять колонн, на коротких - по шесть. Рядом с храмом есть алтарь, где когда-то стояли статуи Зевса и императоров Траяна и Адриана, так же являвшиеся объектом поклонения, что было распространенной практикой в Римской империи. У входа в Траянеум были найдены две надписи; первая провозглашает Пергам неокоросом - этот титул даровался римским сенатом и императором определенным городам, в которых были возведены храмы императора или учреждены культы членов императорской семьи. Вторая надпись относится ко времени правления Траяна и провозглашает его владыкой земли и моря.

Traianus temple

храм Траяна
храм Траяна

Большая площадка необходимая для строительства храма Таяна была получена путем выравнивания естественных скальных выступов на вершине холма; поскольку топография акрополя ограничивала место для строительства, оно было расширено за счет пристроенных к склону холма платформ, поддерживаемых арками. Позднее, римскими инженерами к скальному основанию были пристроены мощные параллельные опорные стены, покрытые бочкообразными сводами.

arched overlaps hold the platform where the temple of Trajan stands

арочные перекрытия

Руины дворцов пергамских царей Аталла I и Эвмена II, стоящие на противоположенной от храма Траяна стороне холма, образуют единый комплекс.

palace ruins

руины дворцов Аталла I и Эвмена II

Осмотр музея и Акрополиса займет один полный день; следующий день целесообразно будет посвятить посещению Асклепиона и осмотру ряда других археологических сайтов в ближайших окрестностях Бергама.

Asklepion road sign

Асклепион - дорожный указатель

Асклепион - возведенный еще в IV веке до н.э. центр здоровья и неотъемлемая часть Пергама, был назван в честь Асклепиоса, божества медицины. На протяжении эллинистического периода Асклепион получил известность во всем древнем мире, а во втором столетии н.э. был расширен и перестроен императором Адрианом.

В римские времена Асклепион был соединен с Акрополисом, центром древнего Пергама широкой дорогой с пропилеей длинной около километра, которая начиналась за пределами городских стен в нижнем городе, к югу от театральной арены. В начале пути были установлены ворота, в которых пациенты осматривались асклепиадисами - целителями и жрецами бога Асклепиоса; те, что были при смерти и беременные женщины в Асклепион не допускались.

По легенде, надпись на воротах гласила "В знак уважения богам, смерти запрещен вход в Асклепион".

the road from Akropolis to Asklepion

дорога из Акрополиса в Асклепион

Новый храм посвященный Зевсу Асклепиосу Сотеру, всемогущему богу которого почитали как спасителя, был построен во времена правления императора Адриана Люциусом Руфинусом - пергамским аристократом и филантропом.

Храм был смоделирован на основе знаменитого римского Пантеона, святилища всех богов. В основании он имел форму круга с внутренним диаметром 24 метра и был покрыт куполом; так же, как и в Пантеоне, на вершине купола было округлое отверстие через которое внутрь проникал свет, освещавший интерьеры. Напротив входа располагалась полусферическая ниша в которой была установлена статуя Зевса Исцелителя. Вход в западную часть храма представлял собой лестничный пролет ведущий к фасаду, покрытому покоющимимся на четырех коринфских колоннах фронтоном.

К сожалению, к настоящему времени от храма остался только фундамент; соседствующая с ним постройка - медицинский центр II-ого века н.э. сохранилась значительно лучше.

Неподалеку от фундамента находится знаменитый камень с изображениями двух змей, оливковых ветвей и колеса жизни.

Изображение восходит к легенде повествующей о безнадёжном больном, которого асклепиадисы отправили в последний путь по священной тропе за пределы святилища медицины, так как никто не был в праве умереть в Асклепионе; ослабевший несчастный упал с тропы - и увидел странную сцену, две змеи склонившись над чашей с молоком сцеживали туда свой яд; восприняв увиденое как знак богов и желая избежать предсмертных страданий, больной выпил содержимое чаши расчитывая приблизить свой конец - однако, вскоре родственники больного ожидавшие обнаружить мертвое тело, вместо этого нашли его выздоровевшим.

В античные времена, как в греческой так и в наследовавшей ей римской традиции, изображения змей ежегодно сбрасывавших старую кожу символизировали обновление и использовались как символ медицины и целительства; этот символ дошел и до наших дней.

К северу от уменьшенной в масштабе копии римского Пантеона находилась длинная колоннада, которая вела к театру способному вместить до трёх с половиной тысяч зрителей.

roman theatre

римский театр

Помимо Акрополиса и Асклепиона в Бергама сохранилось еще несколько важных исторических достопримечательностей античных времен: римский акведук - он обнаруживается на противоположенной от города стороне холма, на котором стоит Акрополис; Красная Базилика - громадный храм, построенный во втором веке н.э., где поклонялись египетским богам - Исиде , Серапису, а также, возможно, Осирису, в византийские времена храм был обращен в христианскую церковь; уже упоминавшееся выше святилище Деметры; Дом консула Аттала - внимания заслуживают хорошо сохранившиеся мозаики и фрески, выполненные в позднем эллинистическом стиле; и другие.

Вполне реально осмотреть их за один полный день, совместив с посещением Асклепиона; акведук однако, находится несколько далековато от города - что бы добраться туда придётся организовать какой-то транспорт.

roman_aqueduct

римский акведук

Red Basilica

Красная базилика

Оставив Бергама и направившись далее на юг вдоль побережья Эгейского моря, уже через сто с небольшим километров на пути встречается крупный мегаполис - Измир; город, известный в древние времена как Смирна был основан ещё в третьем тысячелетии до н.э. и на протяжении столетий пережил череду периодов интенсивного развития и упадка.

В Измире существует несколько автобусных терминалов принадлежащих разным компаниям; автобусы, прибывающие с севера страны, в т.ч. из Бергама останавливаются в самом крупном из них - Izmir Sehirleraras Otobus Terminali. Выйдя из автобуса, обойдя здание терминала слева и спустившись с эстакады по лестнице вниз легко найти автостоянку местных микроавтобусов отправляющихся в центр города.

Сохраняя на протяжении тысячелетий атмосферу присущую скорее средиземноморским городам южной Европы, Измир традиционно считается одним из самых либеральных и космополитичных мегаполисов страны и пользуется популярностью как у турецких, так и у многочисленных иностранных туристов; в связи с этим найти подходящий для самостоятельных путешественников отель или гестхаус не составляет труда, как вариант можно порекомендовать Shantihome Hostel Izmir (http://shantihome.org) - хостел находящийся в непосредственной близости от района и одноименной улицы Alsancak, эпицентра туристической активности и ночной жизни Измира.

Izmir city view

Измир

Перемещаться по городу удобнее всего на надземном метро, большая часть туристических сайтов и достопримечательностей находится в пешеходной доступности от ближайших станций.

В контексте осмотра культурно-исторических памятников представляют интерес агора древнего города Смирна, археологический и этнографический музей, римские акведуки Vezirsuyu и Kizilcullu, девичья башня Kiz Kulesi и крепость Кадифекале.

При движении из района Aslancak на юг агора будет ближе всего; туда совсем несложно дойти пешком.

Агора расположена между доминирующей высотой Кадифекале, где в III веке до н.э. была построена крепость и Измирским заливом. Строительство общественных сооружений, бань и разветвленной системы водоснабжения было начато греческими колониствми в IV веке до н.э.; по свидетельствам турецких археологов, некоторые построенные в античности подземные каналы доставляющие воду в прибрежные районы города функционируют и по сей день.

Здание базилики занимает всю северную часть агоры, оно построено на криптопортике, представляющем собой подземную галерею с арочным сводом, использовавшуюся для выравнивания уровня участка земли таким образом, что бы компенсировать его естественный наклон.

В эллинистический период внутренний двор агоры был окружен двумя одноэтажными галереями под которыми располагались обширные подземные помещения построеные с использованием техники арки и свода.

В последовавшие римские времена здание было перестроено; узким галереям на западе и востоке базилики был добавлен второй этаж, на двухэтажном же фасаде портиков возвышались гранитные колонны с мраморными коринфскими капителями, у более широкой средней галереи перекрытия второго этажа отсутствовали, за счет чего достигался вдвое больший объем помещения.

Средняя галерея использовалась для проведения судебных заседаний, а боковые галереи в утренние часы (с трёх до пяти по солнечному римскому времени) были плотно заполнены судящимися гражданами, их легальными представителями, свидетелями и группами поддержки сторон процесса, ожидавшими рассмотрения своего дела; поскольку в течении дня разбиралось множество дел подряд, время выступлений участников было жестко регламентировано и отмерялось песочными часами. Помимо этого, в боковых галереях обосновались ростовщики и заключались коммерческие сделки, таким образом, агора была сосредоточием всей социальной жизни Смирны.

Как и все прочие здания древней Смирны базилика сильно пострадала во время великого землетрясения 177 - 178 года н. э. После землетрясения мраморные балки архитрава, лежащие между колоннами первого этажа, были отремонтированы и заменены . На второй этаж галереи к портику можно было подняться по трехступенчатой лестнице с площадки внутреннего двора; в поздней античности подвал портика был превращен в многокамерную цистерну, использовавшуюся для хранения запасов воды.

western portico columns

колонны западного портика
колонны западного портика

crypto portique

криптопортик

Трехэтажное здание археологического музея Измира и соседствующий с ним корпус этнографического музея находится всего в пятнадцати минутах ходьбы от агоры; коллекция представляет собой экспонаты найденные во время раскопок в греческих полисах Западной Анатолии: в Смирне, Эфесе, Пергамоне, Милете, Клазомены, Теосе и Ассосе.

Стоит заметить, что археологические музеи многих турецких городов расположенных на побережье Эгейского моря располагают обширными коллекциями экспонатов относящихся к периодам греческой и римской колонизации; фонды Измирского музея не столь велики и монументальны, как у музеев Трои или Эфеса; тем не менее, заслуживает внимания экспозиция керамики и золотых украшений.

От музея до крепости Кадифекале еще около получаса пешком; первые укрепления появились на господствующей высоте, горе Пагос к югу от города во времена правления Лисимаха, диадоха Александра Великого, впоследствии, в 306 году до н.э. ставшего повелителем всей Малой Азии; укрепления многократно перестраивались - в период господства римлян, в византийский, а позднее и в оттоманский период; до наших дней сохранились пять башен на западном склоне горы и фрагменты стен с южной её стороны.

Kadifekale fortress - the main entrance gate

крепость Кадифекале

В непосредственной близости от основного входа в крепость, с правой от него стороны находится историческая мечеть 1308 - 1309 года постройки, одна из первых мечетей в Измире бывшая в использовании вплоть до конца 17-ого века.

castle mosque

мечеть крепости Кадифекале

С башен крепости хорошо виден римский акведук Vezirsuyu постройки II -ого века н.э. и проходящее прямо под ним шоссе Yesildere; в 1674 году по указанию визиря Ахмеда-Паши обветшавшие арки акведука были разобраны, а затем сложены заново дабы избежать их обрушения, так же проводились работы по укреплению опор сооружения; восстановленная конструкция сохранилась до наших дней и успешно противостоит вибрации, вызываемой движением транспорта.

Кварталы непосредственно прилегающие к крепости можно охарактеризовать как трущобы, поэтому предпочтительнее будет закончить осмотр крепости и вернуться в центральные районы города до наступления темноты.

Покинуть Измир и направиться далее на юг удобнее всего на электропоездах отправляющихся от железнодорожной станции Basmane Gar; от района Alsancak до Gasmane Gar не более получаса ходьбы, так же можно и воспользоваться метро.

Находящийся в семидесяти пяти километрах от Измира небольшой город Сельчук (до 1914 года именовавался Айясолук), стал следующей остановкой на пути вдоль побережья Эгейского моря; насыщенная историческими событиями история города неразрывно связана с его ближайшим соседом - древним городом Эфес, крупнейшим экономическим, политическим и религиозным центром всей Западной Анатолии.

Земли, где позднее возник Эфес были заселены уже с середины II-ого тысячелетия до н.э., после падения Новохеттской империи в XII веке до н.э. Эфес на время стал столицей государства карийцев, перенявших греческий язык и культуру.

В XI веке до н.э. город был завоёван и заселен выходцами из Афин принадлежавших к многочисленному племени ионийцев; в соответствии с древнегреческими канонами организации публичного пространства полиса ими была выстроены городские стены, агора, акрополь, а так же храмы Аполлона и Артемиды; все постойки были сконцентрированны на холме Айясолук, крутые, скалистые склоны которого были трудно преодолимы с трех сторон и защищали город от потенциальных захватчиков, с середины VIII века до н.э. заселяется так же холм Панайир.

Под властью ионийцев город просуществовал несколько столетий, при этом сложились фактически вассальные взаимоотношения с лидийским царством, Эфес являлся главным морским портом лидийцев и был связан с их столицей в Сардах оживленным торговым трактом.

После разгрома лидийцев персами в 547 году до н. э. город перешел под контроль державы Ахеменидов; во времена правления персидского царя Крёза часть населения города была переселена в район холма Артемиды; на протяжении всей своей истории Эфес переносился неоднократно, что было связано с обмелением гавани города вследствии скопления наносных отложений приносимых водами реки Малый Мендерес.

Во времена Пелопонесской войны город неоднократно переходил из рук в руки и первоначально входя в Афинский морской союз, во втрой фазе конфликта после десятилетнего перимирия принял сторону Спарты; по итогам войны контроль персидской державы над Эфесом был восстановлен.

После разгрома персов в битве при Гранике в 334 году до н.э. город стоявший на пути армии Александра Великого был занят без боя, греческое население поддержало власть македонского царя и приветствовало изгнание персов, а после смерти Александра контроль над городом получил диадох Лисимах; при Лисимахе город так же переносился, в 294 году до н.э. по его указанию были возведены городские стены длинной более девяти километров, при нем были построены типичные для греческого полиса общественные здания и храмы; собственно, локация города того периода и соостветстует дошедшим до наших дней руинам древнегреческого, а позднее древнеримского города Эфес.

Во втором веке до нашей эры. город вошел в состав Римской империи, ненадолго захватывался царем Митридатом VI в ходе антиримского восстания городов Малой Азии, но после его поражения вернулся под власть Рима; на рубеже тысячелетий Эфес процветал, фактически выполняя роль столицы азиатских владений римлян; в этот период были построены многочисленные общественные здания и сооружения, сохранившиеся и до наших дней.

В практическом плане, исторические руины окружают оказавшегося в городе путешественника с самого момента прибытия; уже рядом с железнодорожной станцией на глаза попадаются пятнадцатиметровые опоры построенного при императоре Юстиниане акведука, который служил для водоснабжения базилики святого Ионанна. На вершине холма Айясолук, на доминирующей над городом высоте виднеется замок; возведенный в византийскую эпоху на месте, где ранее уже существовало укрепленное поселение, он был позднее перестроен и расширен султанами Оттоманской империи.

byzantine aqueduct ruins near Selcuk railway station

руины византийского акведука

Ayasuluk citadel

замок на холме Айясолук

Кратчайший путь от руин византийского акведука к замку лежит через базилику Святого Иоанна.

Один из двенадцати ближайших учеников Христа, апостол и евангелист известный в христианской традиции как Иоанн Богослов и Дева Мария, мать Иисуса появились в Эфесе предположительно между 37 и 48 годом н.э. В Эфес они были вынуждены бежать из Иерусалима после после убийства брата Иоанна, апостола Иакова в 37 году н.э.

Проповеди Иоанна среди язычников привели к росту числа последователей новой веры, что вызвало недовольство властей города; при правлении императора Тита Флавия Домициана известного своей крайней нетерпимостью по отношению к христианам и борьбой за "исправление нравов" среди граждан империи, Иоанн был взят под стражу и отправлен в Рим для судебного разбирательства, затем последовала его ссылка на небольшой остров Патмос в юго-восточной части Средиземного моря. По прошествии многих лет он был особожден и получил возвожность вернуться в Эфес, в 85 - 95 годах н.э. им было написано евангелие, признанное церквями Запада и Востока одним из четырех канонических, его же авторству принадлежит и последняя книга Нового Завета - откровение Иоанна Богослова, более известная как Апокалипсис, написанная им в изгнании на Патмосе.

Могила Иоанна и захоронения нескольких его учеников расположенные в форме креста на холме Аясолук быстро стали объектом поклонения верующих; позднее, в III-IV веках н.э., когда христианство стало государственной религией в империи над могилой Иоанна была поставлена часовня с деревянной крышей. Во времена правления императора Юстиниана захоронения были заключены в монументальное двухэтажное здание базилики с шестью куполами, в основе плана которой так же была форма креста, в средние века базилика так и называлась - Церковь Креста. В XII веке базилика пришла в ветхое состояние, а в 1304 году после турецкого завоевания часть её была обращена в мечеть; так же, она сильно пострадала от серии землятресений 1365-1370 годов.

Руины оригинальной постройки времен императора Юстиниана включая и захоронение Иоанна Богослова сохранились до наших дней.

basilica of St. John

базилика святого Иоанна

St. John grave

могила святого Иоанна

От базилики Святого Иоанна дорога ведет на вершину холма Аясолук к расположенным в нескольких сотнях метрах от неё стенам крепости. В самой крепости чего-либо выдающегося в культурно-историческом плане не сохранилось, зато с её башен открывается впечатляющий вид на город Сельчук и долину.

Ближайшей к крепости и базилике достопримечательностью находящейся в пределах пешей доступности будет храм Артемиды, бывший одним из семи чудес античного мира.

Культ Артемиды в Малой Азии имел древние корни и во многом вобрал в себя черты архаичного женского божества плодородия, совершенно не типичного для греческого пантеона богов-олимпийцев, но характерного для цивилизаций Междуречья, Ближнего Востока и древнего Египта.

Поклонение этой богине, восходившее ещё ко временам предшествовашим приходу ионийцев на эти земли, со временем слилось с греческим культом почитания Артемиды - сестры-близнеца солнечного божества Аполлона. Артемиду греки считали богиней охоты, покровительницей родов, блюстительницей установленного порядка в природе; вместе с этим, богине приписывались мстительность и жестокость по отношению к тем, кто позволил себе неуважение или неповиновение воле обитателей Олимпа.

В канонической иконографии анатолийское женское божество плодородия представляло собой недетализированное, но обильно украшенное скульптурное изображение в виде вертикально стоящей женской фигуры с поднятыми вперед и согнутыми в локтях руками, обычно выполненное из дерева; под влиянием привнесенного греками культа появились новые детали - некое подобие "короны" и "нимба", изображения оленей и пчел, ассоциированные с богиней, а так же многочисленные "сосцы" (по другой версии - тыквы) символизировавшие плодородие.

Храм, посвященный Артемиде в котором было установлено её скульптурное изображение существовал в окрестностях холма Аясолук уже в 680 - 650 году до н.э.

В 570 году до н.э. лидийский царь Крёз тяготевший к эллинской культуре инициировал работы по его реконструкции, первоначальная постройка была значительно изменена и расширена; однако, из-за падения Лидийского царства и включения Эфеса в состав персидской империи Ахеменидов новое святилище было закончено только к 380 году до н.э.; в 356 году н.э. храм был сожжен Геростратом, но затем восстаннавливался.

Во времена правления Александра Македонского на восстановление были выделены значительные средства, именно после третьей масштабной реконструкции к началу III века до н. э. храм стал считаться одни из семи чудес античности. Столь превосходная оценка усилий древнегреческих архитекторов и зодчих разделялась многими известными людьми той эпохи, интерьеры храма были украшены скульптурами божеств работы Фидия и Поликлета, некоторые архитектурные элементы были покрыты позолотой.

К сожалению, до наших дней от оригинальной постройки не осталось ничего кроме руин фундамента, покрытых резьбой обломков антаблемента и фрагментов колонн; в настоящее время на месте храма можно увидеть одну-единственную воссозданную колонну из существовавших ста двадцати семи.

Artemis temple column

колонна храма Артемиды

Продолжить знакомство с древней историей Эфеса и сложившимся в этих местах культом Артемиды можно в Археологическом Музее города Сельчук, находящимся менее чем в километре от руин храма.

Коллекция музея весьма примечательна обилием редких экспонатов - несмотря на то, что наиболее ценные находки обнаруженные в ходе раскопок Эфеса 1923 - 1956 года были вывезены в Австрию и выставлены в Ephesus Museum, являющегося частью антикварной коллекции Венского художественно-исторического музея.

Неизменно, особое внимание посетителей привлекают две мраморные статуи: Артемида Прекрасная и Артемида Колоссальная; обе были найдены австрийским археологом Францем Мильтнером.

Артемида Колоссальная датируется первым веком нашей эры и так же, как и вторая статуя является значительно более поздней копией оригинального изображения принадлежавшего до-римской эпохе. Свое название статуя получила из-за размеров; что сразу бросается в глаза, у неё отсутствуют обе руки - как считают археологи, они были отлиты из золота или вырезаны из кости и крепились к мраморному основанию на металлических анкерных стержнях; изображения львов по сторонам от груди придают Артемиде сходство с анатолийской богиней Кибеллой, великой пра-матерью олицетворявшей силы природы и имевшей корни в месопотамской мифологии.

Артемида Прекрасная датируется вторым веком нашей эры; на её груди покоится массивное жемчужное ожерелье, а под ним - изображения знаков зодиака сиволизирующие власть богини над космическими силами и природными циклами; её фигура так же украшена головами львов, а по сторонам установлены скульптуры оленей, неизменных спутников богини.

statues of Beautiful Artemis and Colossal Artemis

статуя Артемиды Прекрасной статуя Артемиды Колоссальной

В соседнем со статуями Артемиды зале выставлены статуи римского императора Августа и его жены Ливии найденные в Эфесе, в восточном конце римской базилики 1-ого века н.э., которая была разрушена в ранневизантийский период. Статуя Ливии изображает супругу императора так, как в сответствии с канонами позднеэллинистического искусства было принято изображать богинь - тем самым демонстрировалась близость светской власти и божественных сил.

Причины появления такого рода стилистических заимствований были сугубо политическими - император Август придерживался традиционных ценностей и консервативных взглядов эпохи ранней Римской республики, в его правление значительно изменилось положение женщин; так, был принят ряд законов направленных на укрепление института брака, поощрявших многодетные семьи и ограничивавших возможность мужчин брать себе в жены женщин из низших сословий.

В этом же зале представлены мраморные головы нескольких римских императоров, в том числе Траяна, Коммода и бюст Бальбина.

statues of Emperor Augustus and his wife Livia

статуя Императора Августа статуя Ливии

Скульптуры фонтана Домициана занимают отдельный зал музея; построенный в 92 - 93 годах нашей эры фонтан был богато украшен статуями, собранными из храмов и святилищ Эфеса, некоторые из которых вероятно были взяты и из так называемого храма Исиды на агоре после серьёзного землетрясения, дабы восполнить образовавшиеся пустые места в скульптурной группе.

Центральное место в зале занимает так называемая группа Полифема, стоящая в полукруглой нише. Композиция группы иллюстрирует миф об одноглазом циклопе Полифеме и Одиссее, а именно тот его момент, когда Одиссей пытается напоить Полифема и протягивает ему чашу с вином; в то же время спутники царя Итаки несут заостренный шест, котором он вскорости ослепит циклопа; внизу, земле лежат два тела убитых товарищей Одиссея напоминая о страшной участи, уготованной запертым в пещере мореплавателям.

В том же зале находятся скульптуры некогда украшавшие нимфеум императора Траяна; во время раскопок святилища водных нимф исследователи обнаружили статую Афродиты, две статуи Диониса - одну обнаженную и одну облаченную; статуя молодого бога виноделия, производительных сил природы и религиозного экстаза символизировала легендарного основателя Эфеса - Андрокла, выведшего колонию на западное побережье Малой Азии из Аттики ещё во времена дорийского нашествия. Среди прочих статуй - император Нерва, первый из «пяти хороших императоров», некоторые члены императорской семьи и полулежащий сатир.

reclining satyr statue

полулежащий сатир

Так же, музей располагает обширной коллекцией древних монет, керамики, изделий из бронзы (утварь, оружие, статуэтки - особо выделяются египетская статуэтка жреца датируемая VI веком до н.э. и бюст философа III века до н.э.), множеством древнеримских саркофагов и барельефов; стоит упомянуть и резной фриз из слоновой кости II века нашей эры, изображающий победоносную кампанию императора Траяна против союза племен дакков.

На посещение Археологического музея города Сельчук следует отвести по меньшей мере пару часов; при этом полезно иметь ввиду, что на руинах самого древнего города Эфес, в четырёх с половиной километрах к юго-западу есть ещё один музей - Ephesus Archaeological Museum и его экспозиция, в свою очередь представляет несомненный интерес для всякого интересующегося древней историей самостоятельного путешественника.

По большей части почти все хорошо сохранившиеся здания Эфеса принадлежат римской эпохе; постройки же эллинистического периода были в значительной степени перестроены римлянами, а после провозглашения христианства официальной государственной религией в империи, а так же в ранневизантийский период, подверглись разрушению и были разобраны или заброшены. Наибольшую известность получили улица Куретов (мифологические спутники титаниды Реи; улица названа в честь жрецов Реи, так же называвшихся куретами) и библиотека Цельса - построенная в период правления императора Адриана, она была второй по численности рукописей библиотекой Древнего мира, после Александрийской; изображение фасада этого здания в наши дни является своего рода визитной карточкой Эфеса.

Curetes street

улица Куретов

Library of Celsus

библиотека Цельса

Помимо центральной улицы ведущей от Геркулесовых ворот к библиотеке Цельса сохранились храм императора Домициана, Агора, Малый театр (Одеон), уже упоминавшийся Нимфеум императора Траяна, храм Адриана, монумент Поллио, квартал традиционных римских домов с террасами, где проживали богатейшие граждане города, Октагон (памятник Арсиное IV, сестре знаменитой царицы Клеопатры), Гимнасиум, проспект Аркадиана, бани Вариуса и многое другое.

Зайти на территорию историко-археологического комплекса Ancient Ephesus можно с северного или южного входа; южный вход соответствует Геркулесовым воротам и непосредственно выводит к Одеону и Агоре, в то время, как многие археологические объекты расположенные рядом с северным входом по состоянию на сентябрь 2020 года находились в процессе реставрации и были закрыты для посещения.

Верхняя (Государственная) Агора была построена в I веке до н.э. и реконструировалась в 379-395 годах н.э.; при императоре Августе северный портик Агоры был перестроен в базилику основное назначение которой, как и в Смирне, было в проведении судебных заседаний и заключении торговых сделок.

Построенный по приказу знатного и богатого гражданина Эфеса Публиуса Ведиуса Антония во II веке н.э. Малый Театр (Одеон) на 1400 мест первоначально предназначался для заседаний Булевтерия - городского сената, однако позднее стал использоваться в основном как место проведения музыкальных и певческих состязаний. Во II веке н.э. в Эфесе дейстовало сразу два городских совета - парламент был местом заседания депутатов, выбираемых из числа простых горожан, в то время как члены булевтерия избирались из сословия аристократов; как правило, наиболее важные для судьбы города решения принимались именно булевтерием.

Odeon

Одеон

Храм императора Адриана встречается с правой стороны по улице Куретов при движении с юга на север, немного не доходя библиотеки Цельса; сам храм небольшой, но очень изящный, с коринфскими капителями колонн и арочным сводом портика; по замыслу архитектора перед зданием храма на постаментах были установлены бронзовые статуи четырех римских императоров: Диоклетиана, Максимиана, Констанция Хлора и Ганерия. В наши дни храм получил известность в основном в связи с тем, что представляет собой хорошо сохранившейся образец поздней римской архитектуры.

Hadrian temple

храм императора Адриана

Монумент Поллио находится немного в стороне от улицы Куретов; монумент был почетным захоронением архитектора Гая Секстиллия Поллио жившего в первом веке нашей эры, рядом с монументом так же был постороен фонтан с высокой аркой украшенный множеством статуй, в том числе Зевса и Афродиты (статуи выставлены в археологическом музее Сельчука).

Монумент и фонтан был построены по иннициативе пасынка архитектора на предоставленной сенатом земле; таким образом, город почтил память своего гражданина спроектировавшего здание базилики на Агоре и акведук, а так же пожертвовавшем значительные средства на их возведение. По акведуку длинною шесть километров в Эфес поступала вода из реки Марнас (совр.Дервент), из этого же акведука снабжался водой и фонтан.

Pollio monument

Монумент Поллио

Храм императора Домициана был построен в 92-93 годах нашей эры; его южная апсида выходила на небольшую площадь, так же названную площадью Домициана, а в интерьерах, в объемной нише была установлена скульптурная группа отображавшая сюжет из Одиссеи - а именно встречу Одиссея с циклопом Полифемом. Никогда не пользовавшийся популярностью император Домициан правил недолго и был убит своим собственным слугой. Вскоре после этого его имя было вычеркнуто из списка римских императоров во многих источниках; в Эфесе же, храм его имени был перепосвящен его отцу, императору Веспасиану.

Наиболее привлекающей внимание туристов достопримечательностью Эфеса является хорошо сохранившийся портик и первый этаж библиотеки Цельса, здесь заканчивается улица Куретов и начинается сворачивающая направо от библиотеки Мраморная дорога ведущая к нижней (Торговой) Агоре.

Библиотека была построена консулом Юлием Аквилой в память о своем отце Юлие Цельсе, проконсуле азиатских владений Римской империи; сильно пострадала от землетрясения в 270 году н.э. и не восстанавливалась в поздний античный период, фасад здания был почти полностью разрушен землетрясением в X веке, работы по его реконструкции в первоначальном виде были проведены в 70-ых годах прошлого века австрийскими археологами.

В нишах первого яруса портика, образованных колоннами ионического ордера установлены четыре статуи (оригиналы храняться в венском Ephesus Museum): Ареты, Эннойи, Эпистемы и Софии - богинь мужества, размышления, знания, философии и мудрости.

При движении по Мраморной дороге от библиотеки с левой, западной стороны обнаруживается Нижняя Агора; построенная еще при диадохе Лисимахе, она многократно расширялась и перестраивалась при императорах Августе, Нероне и Каракалле; в юго-западной её оконечности был возведен храм синкретического божества Сераписа, греческий культ которого распространился по всему Средиземноморью в эпоху последовавшую за завоеваниями Александра Великого и вобрал в себя черты египетских и ближневосточных божеств полодородия.

Храм Сераписа в настоящее время находится в закрытой зоне, где проводятся раскопки и недоступен; с правой, восточной стороны от Мраморной дороги будет масштабное сооружение на которое сложно не обратить внимания - это театр построенный еще греками и служивший для представлений, спортивных состязаний, а в последовавшую римскую эпоху - для боёв гладиаторов. В непосредственной близости от театра находилась Палестра - частный Гимнасиум, т.е. зал для физических упражнений и тренировок, построенный во II веке н.э.; от него на запад к главной гавани города вёл широкий проспект императора Аркадия украшенный колоннами и статуями. В настоящее время Палестра и проспект Аркадия так же находятся в зоне раскопок и доступ к этим объектам закрыт для посетителей.

Greek theater

греческий театр

Греческий театр встроенный в склон холма Панайыр находится рядом с северным входом на территорию историко-археологического комплекса; обычно, многие посетители здесь и заканчивают осмотр руин древнего Эфеса и возвращаются в Сельчук; однако в этом случае неосмотренными остаются дом Девы Марии и грот Семи спящих отроков. Грот находится сравнительно недалеко от северного входа и туда несложно дойти пешком, к жилищу Богородицы же предпочтительнее нанять машину, т.к. дорога туда идет по горам и изобилует утомительными подъёмами.


Продолжение ⇒ Наверх ⇑