Блог самостоятельного путешественника по Азии

Ливан - древняя земля разделенных

Бейрут - Баальбек - Триполи - Тир - Вади-Кадиша - Библос

На протяжении всей своей современной истории Ливан раздираем на части этноконфессиональными и политическими конфликтами из-за чего неоднократно становился жертвой геополитических амбиций своих влиятельных соседей.

Относительно недавно закончившаяся гражданская война 1975-1990 г. при обширном военном вмешательстве Сирии и вторжении Израиля в 1982 г. наглядно продемострировала с какой легкостью одна из самых преуспевающих экономик арабского мира может быть разрушена локальным политическим кризисом, разросшимся под влиянием внешних сил до размеров полномасштабного общерегионального затяжного военного конфликта.

Неразрешенная по сей день палестинская проблема так же продолжает оставаться мощным дестабилизирующим фактором во взаимоотношениях с Израилем, что подрывает стабильность на всем Ближнем Востоке.

Тяжелым ударом стали и события четвертого августа 2020 года, когда катастрофический взрыв в порту Бейрута привел к многочисленным жертвам и разрушениям, спровоцировав скачкообразный рост цен на товары первой необходимости. Неспособность государственных финансовых институтов обслуживать огромный внешний долг страны в таких обстоятельствах, стала причиной обвала курса ливанского фунта и коллапса банковской системы.

10 августа 2020 правительство "национального единства" во главе с премьером Hassan Diab`ом в полном составе ушло в отставку; по состоянию на осень 2020 года на фоне продолжающегося финансового кризиса и гиперинфляции в парламенте страны шли межпартийные консультации о формирования нового коалиционного правительства.

Установившееся шаткое внутриполитическое равновесие позволяет надеятся на то, что у этой небольшой ближневосточной страны все же есть перспективы со временем вернуть себе роль значимого финансового, торгово-логистического и туристического центра всего восточного средиземноморья.

Для многих самостоятельных путешественников прибытие в Ливан происходит через Rafic Hariri International Airport, находящийся всего в девяти километрах к северо-западу от центра Бейрута; знакомство с столицей есть смысл начать со старого города, вернее со сравнительно небольшой, уцелевшей до настоящего времени части его исторической застройки, большая часть которой была сильно повреждена в ходе уличных боев и снесена в 90-ых годах прошлого века.

В Бейруте сохранилось немало выполненных в самобытном ближневосточном стиле жилых домов, некоторые из которых отреставрированны и поддерживаются в своем аутентичном виде, в то же время, часто встречаются поврежденные в ходе военных действий, заброшенные и заросшие плющем здания, медленно разрушающиеся под воздействием климата. Связано это с особенностями ливанского законодательства в части защиты прав собственников; так, даже если семья владельцев не проживает в Ливане на протяжение многих десятков лет и никак не заботится о своей собственности, права на недвижимое имущество за ними безусловно сохраняются.

Такой законодательный подход легко объясним, учитывая обширную ливанскую общину живущую в эммиргации.

private house in christian district of Beirut damaged during civil war

здание, в христианском квартале Бейрута пострадавшее в ходе гражданской войны

С севера к старому городу непосредственно прилегает порт, от которого не так уж много что осталось после взрыва; по большей части руины ангаров и хранилищ огорожены и в настоящее время патрулируются полицией, поэтому проникнуть туда ради впечатляющих пост-апокалитических фото туристам будет непросто.

Beirut port ruins

руины порта
руины порта

city block affected by the explosion

кватал поврежденный взрывом
здание в непосредственной близости от порта

В западной части старого города расположился административный квартал Sanayeh, где помимо дворца правительства и резиденции премьер министра (Grand Serali), находится здание парламента республики Ливан, а так же несколько старых маронитских, католических и армянских апостольских церквей; там же будет и самая большая мечеть города - Mohammad Al Amin, построенная в 2008 году.

Mohammad Al Amin Mosque in Beirut

мечеть Mohammad Al Amin

Martyrs' Square monument

монумент на площади Martyr

old opera building at Martyrs' Square

старое здание оперы на площади Martyr
дворец Чхандоккун, Сеул Баган, Мьянма Храм-музей Чойджин-ламы, Улан-Батор Си Сатчаналай, Тайланд Гималаи, Непал Мандалай, Мьянма Ташкурган, Синьзян Баган, Мьянма храм Та Пром, Ангкор Ват запретный город, Пекин
  Страны и локации 

К востоку от старого города лежит территория муниципалитета Bourj Hammoud известного своей христианской общиной и произвольной, в некоторой степни анархической застройкой занимающей площадь нескольких обширных пологих холмов сразу за портом и представляющей собой лабиринт извилистых улочек; в районе своеобразная атмосфера отличающаяся от остального Бейрута, попадаются на глаза национальные флаги Армении и республики Арцах, в разговорах местных жителей ливанский диалект арабского языка часто чередуется с армянской речью.

Saint Elias and Saint Gregory the Illuminator Armenian Cathedral

Saint Elias and Saint Gregory Cathedral

Saint Elias Maronite Church

Saint Elias Maronite Church

По дороге из старого города на запад по шоссе Gourad в сторону Sanayeh, встречается археологический сайт Roman Cardo Maximus - это древний фрагмент центральной улицы, в соответствии с римской планировкой персекавшей весь город с юга на север; далее по ходу движения начинается популярный у туристов торговый район Hamra, в котором находится множество отелей, ресторанов, кафе, магазинчиков и лавочек, пунктов обмена валюты и. т.п.; там же будет и археологический музей - American University of Beirut Museum. Вследствии высокой концентрации всей необходимой для туристов инфраструктуры, в Hamra обычно многолюдно и днем и ночью - а ночная жизнь в Бейруте способна составить конкуренцию многим европейским столицам.

Roman Cardo Maximus

римские руины - Roman Cardo Maximus

Национальный музей Бейрута (http://museebeyrouth-liban.org/) находится менее чем в трех километрах к югу от старого города и выставляет впечатляющую коллекцию экспонатов, охватывающую доисторический период, бронзовый и железный века, греческую античность, период расцвета и падения римской империи, византийский период и арабскую колонизацию.

National museum of Beirut

Национальный музей Бейрута

Сообщение ливанской столицы с остальной территорией страны поддерживается через импровизированные автобусные терминалы Cola и Dowra, и если Cola на Google maps находится сразу, то Dowra обычно отсутствует в результатах поиска; меж тем, Dowra - это только название квартала в котором находится транспортная развязка; от неё уходят микроавтобусы в основном на север страны; Cola же в большей степени обслуживает южные направления.

Впрочем, такое разделение довольно условно; в ближайшие к Бейруту города, расположенные вдоль побережья (Jounieh, Byblos, Saida) можно уехать с любого из этих терминалов. Маршрут не обозначен табличкой под лобовым стеклом и о желаемом пункте назначения нужно справляться у водителя, отправление происходит после заполнения салона но, как правило, водители не простаивают долго расчитывая подобрать пассажиров по дороге.

Как это ни странно, но ни в одном из ливанских городов, кроме Бейрута автобусных терминалов в традиционом виде не существует; есть только что-то вроде никак формально не обозначенных остановок на которых можно обнаружить все те же микроавтобусы, нерегулярно туда пребывающие и отправляющиеся.

Несмотря на такую парадоксальную систему организации общественного транспорта, перемещаться по Ливану легко, так как микроавтобусы подъезжают с очень небольшими интервалами, за исключением позднего вечера и ночи; добравшись в какую-либо отдаленную от Бейрута локацию, полезно будет осведомиться у водителя, во сколько будет последний рейс в обратном направлении; вполне возможно, что вернуться удасться только на следующий день.

В контексте самостоятельного исследования ливанских исторических памятников античности Baalbek представляет первостепенный интерес, как наиболее крупный и хорошо сохранившийся храмовый комплекс позднего периода владычества Рима (2 век н.э.) на заселенных семитскими и хеттскими племенами землях.

Находится этот сайт в 110 километрах к северо-востоку от Бейрута неподалеку от сирийской границы, в небольшом городке с тем же названием.

Микроавтобусы до Baalbek отправляются от станции Cola; возможна пересадка на пол-пути - в Chtoura, время в пути около 3-ех часов.

Современный Baalbek заселен в основном мусульманами-шиитами и помимо исторических руин известен тем, что в городе находится штаб-квартира шиитского-исламистского движения "Hezbollah"; в 2006 году в ходе вторжения на территорию Ливана армии обороны Израиля (IDF) Baalbek подвергался артелериским обстрелам и авиаударам, а позднее был занят израильскими военными.

Солдаты на въезде в город и блок-постах хотя и одеты в форму армии Ливана, однако являются бойцами "Hezbollah" и подчиняются его руководству, что неочевидно для туристов, но следует иметь ввиду.

Более того, в Золотой мечети (Sayyida Khawla Shrine), находящейся на пол-пути от поворота на Baalbek с основного шоссе возле Douris, расположился небольшой музей "Hezbollah"; но возможно ли немусульманину его посетить и ознакомится с экспозицией осталось невыясненным.

Мечеть названна по имени Сайиды Хавла (Sayyida Khawla), дочери имама Хусейна и правнучки пророка Мухаммеда, прах которой покоится там же .

Sayyida Khawla Shrine

Золотая мечеть
Золотая мечеть
Золотая мечеть

От мечети до ближайших руин всего несколько сот метров.

Двенадцать колонн и покоящийся на них антаблемент - это все, что сохранилось от храмового комплекса позднее получившего название Bustan al-Khan (ханский сад). Судя по форме капителей, постройки относятся ко во второму веку нашей эры, предположительно они являлись южным входом ведущим к главному святилищу.

Два основных строения представляли собой протяженную колоннаду и бани, архитектурными формами напоминающие бани Трояна в Риме; проходя через южный вход, паломники направлялись по главной улице Baalbek к храму Юпитера.

Bustan al-Khan

Bustan al-Khan

С приходом римлян, древние финикийские языческие культы Эла, Баал-Шамима, Астарты и Мелькарта, практиковавшиеся в этих местах и имевшие шумерско-аккадские корни, были преосмысленны и экстраполированы на римскую триаду Юпитера, Венеры и Меркурия, а на месте ранее существовавших святилищ были возведены храмы Бахуса, Юпитера, Венеры, Меркурия и Одеона .

Точная дата начала работ по возведению храмового комплекса известного как Гелиополис (Heloipolice) неизвестна, предположительно строительство началось в 16-ом году нашей эры и закончилось 44-мя годами позже; повидимому, некоторые строения были закончены значительно позднее.

Одной из основных причин выбора места для постройки в далекой от метрополии восточной провинции послужило наличие залежей известняка в достаточном для такого масштабного проекта количестве.

Храм Юпитера - самое крупное и богато украшенное культовое сооружение, посвященное верховному божеству римского пантеона во всей империи; высота колонн храма достигает 19.9 метров, их диаметр более 2,5 метров.

Jupiter temple columns and Bacchus temple

Колонны храма Юпитера и храм Бахуса

Фундамент состоит из массивных каменных монолитов весом в десятки тонн, из них же сложены и стены храма, сохранившиеся до нашего времени; вес некоторых блоков превышает 300 тонн.

По всей видимости, такие блоки представляют собой фрагменты финикийских храмов, существовавших в этих местах за многие столетия до появления римлян в 15-ом году н.э.; как установили археологи, римские постройки стоят на фундаменте значительно более древнего происхождения.

Выбор для строительства фундамента храма блоков таких впечатляющих размеров и веса объясняется повышенной сейсмической активностью в долине Бекаа, о которой племенам населявшим эти места на протяжении тысячелетий было хорошо известно; до сих пор не вполне ясно, каким образом блоки были перемещены из карьера и уложены в основание стен.

В начале 2-го столетия н.э. при императоре Трояне к фасаду храма был был пристроен передний портик, розовый мрамор для колонн которого доставлялся из египетского Асуана.

Доставка строительного материала на столь значительное расстояние не была чем-то необычным для того времени - налаженные морские торговые пути между Египтом и семитскими племенами, заселявшими территории соответствующие современным Ливану и северо-западной Сирии, существовали с 3-его тысячелетия до нашей эры; еще за девять столетий до римского завоевания финикийцы безраздельно доминировали в средиземноморской торговле в полной мере используя выгодное географическое положение своих прибрежных городов (Тир, Библос, Сидон, Арвад). Для римской империи же, масштабные строительные проекты такого рода несли в себе политический аспект, являясь наглядной частью государственной пропаганды, поэтому использование ценных пород камня привезённых из отдалённых провинций было общепринятой практикой.

Храм Бахуса(Вакха, Диониса) это одна из наиболее хорошо сохранившихся построек в Baalbek, довольно крупное сооружение по размерам превышающее греческий Парфенон, но гораздо менее известное. На протяжении тысячелетий храм предохраняло от разрушения его местоположение - он занимает центральное место комплекса и окружен со всех сторон прочими постройками.

Bacchus temple

храм Бахуса

Bacchus temple - colonnade, Jupiter temple - portico

портик храма Бахуса, коринфский ордер колонны храма Юпитера
колонны храма Юпитера в Баальбек, вид из храма Венеры

Venus temple

Храм Венеры

Из сорока двух дорических колонн окружающих стены храма, девятнадцать по прежнему находятся в вертикальном положении, на них покоится обильно покрытый резьбой антаблемент; внутреннее пространство храма украшено коринфскими полуколоннами, обрамляющими два уровня ниш с каждой стороны; нижняя поверхность архитрава декорированна изображениями римских императоров и героев, а рельефы по сторонам от центрального святилища иллюстрируют мифологические сюжеты о рождении и жизни Бахуса.

Bacchus temple - inside

храм Бахуса - главный зал

Знаменитые празднества в честь бога вина - вакханалии, при стечении многотысячных толп происходили именно здесь.

За центральным входом в храмовый комлекс распологался Гексагонал - шестиугольный зал, содержавший в себе 560 статуй; до настояшего времени сохранились только четыре из них.

Baalbek temple complex - main entrance

центральный вход в храмовый комплекс Баальбек

Гораздо сильнее, чем от землетрясений и естественной эрозии античные постройки Гелиополиса пострадали от деятельности человека.

С приходом в регион христианства при императоре Константине (306-337 н.э.) центральная площадь Гелиополиса в центре которой находился алтарь для жертвоприношений была покрыта крышей и превращена в церковь святой Марии, позднее, 4-ом веке храм Венеры был перестроен в церковь святой Варвары, а в период правления византийского императора Юстиниана (527 -565 г.) часть колонн храма Юпитера была перевезена в Константинополь и установлена в храме Святой Софии.

После арабского завоевания В 7-ом веке н.э. храмовый комплекс был превращен в крепость и обрел своё нынешнее наименование; многие постройки были попросту разобраны на каменные блоки для стен и укреплений. В эти же времена, римские статуи и барельефы с изображениями богов, императоров и героев были либо полностью уничтожены, либо повреждены для приведения в соотоветствие с исламскими догматами запрещающими изображения живых существ.

В последующие столетия крепость подвергалась нападениям сельджуков, осаждалась крестоносцами и пережила опустошительные нашествия сперва монголов, а затем Тамерлана; с установлением Оттоманской империей контроля над этими территориями, Баальбек понемногу превратился в глухую провинцию.

Несмотря на значительный интерес к руинам Гелиополиса проявляемый европейскими археологами и исследователями еще с последней четверти 18-ого века, основная часть поселения сформировавшегося вокруг храмов еще в до-римскую эпоху остается неизученой и находится в древних культурных слоях, лежащих под современным арабским городом Баальбек.

От Баальбек, а точнее от ближайшего к нему поселения Douris находящегося на трассе Zahie - Baalbek, как до Бейрута так и до Триполи(Tripoli) приблизительно одинаковое расстояние, поэтому заночевав в Баальбек и потратив один полный день на осмотр Гелиополиса, целесообразно будет вечером того же дня не возвращаться обратно в Бейрут, а сесть на один из микроавтобусов направляющихся на север страны.

Триполи, крупнейший город северного Ливана известен в первую очередь хорошо сохранившейся до наших дней крепостью крестоносцев - цитаделью Де Сен-Жиль(Citadel Saint Gilles) построенной в начале 12-ого века.

Помимо этого, в городе сохранилось множестово образцов средневековой архитектуры периода правления мамлюков, это главным образом мечети и сторожевая башня Burj es-Sabaa в районе порта.

Tripoli - city view

Триполи - вид на город c Цитадели Де Сен-Жиль
Триполи - вид на город c Цитадели Де Сен-Жиль

streets of Tripoli

Триполи - улицы

Интерес так же могут представлять острова, находящиеся в непосредственной близости от побережья - Sanani, Ramkine и Palm Island, там можно наблюдать колонии мигрирующих птиц, морских черепах, эндемичные подвиды ящериц, летучих мышей и редкие виды растений; острова являются природным заповедником и их посещение возможно только в светлое время суток, добираются туда обычно на пароме из порта El Mina, существуют так же морские круизы, позволяющие посетить все эти острова в течении одного дня.

Самостоятельным путешественникам целесообразно будет остановиться в исторической части старого города, рядом с площадью Al-Tell и башней султана Абдуллы Хамида, там есть несколько недорогих гостиниц (например Pension Al Koura, www.pensionalkoura.com).

Неподалеку будет городской рынок (souk), а до замка Де Сен-Жиль всего пятнадцать минут пешком.

Citadel of Raymond de Saint-Gilles

замок Раймунд Де Сен-Жиль
замок Раймунд Де Сен-Жиль
замок Раймунд Де Сен-Жиль
замок Раймунд Де Сен-Жиль

История замка неразрывно связана с крестовыми походами.

Первый крестовый поход был объявлен Папой Римским Урбаном II в ноябре 1095 года.

Частные армии, сформированные феодальной верхушкой франкской знати - главным образом выходцы из Нормандии, Прованса, Лотарингии, Фландрии и Гаскони направились в святую землю разными путями - часть наземным путем через Малую Азию, часть предпочла добираться морем и высадиться в Палестине, в непосредственной близости от Иерусалима, в то время как другие посчитали побережье Леванта более подходящим, так как в этом случае они могли расчитывать на снабжение со своих баз на Кипре.

В районе Триполи и расположенного в 22-ух километрах от него древнего города Арка(Aruqua), где находилась стратегически важная крепость, крестоносцы появились в 1099 году.

Арка была атакована 14 февраля 1099 года войсками под командованием графа Тулузского Раймунда IV, но взять штурмом крепость не удалось, затем последовала трёхмесячная осада, так же не увенчавшаяся успехом.

На тот момент территории между Палестиной, занятой Фатимидами и землями оккупированными крестоносцами администрировались двумя арабскими семействами, находившимися фактически в вассальных отношениях с халифатом Фатимидов; Триполи был вотчиной Бану Аммара, а земли до реки Оронт(Эль-Аси) контролировал Усама бен Мункыз, правитель Шайзара.

Усама Бен Мункыз, впечатленый взятием крестоносцами Антиохии и разрушением Маарат-Аль-Нумана направил посольство к Раймунду IV и предложил провизию и фураж для снабжения войска, а также проводников в Иерусалим.

После неудачной осады Арка, 13 мая крестоносцы двинулись на Иерусалим, оставив Триполи нетронутым; после непродолжительной осады, 15 июня 1099 года Иерусалим был взят.

Граф Тулузский Раймунд IV Де Сен-Жиль был одним из ведущих оранизаторов и предводителей Первого Крестового Похода; вместе с Годфри Бульонским, Боэмундом I и Балдуином I он ещё в 1097 году вторгся в земли Малой Азии, Сирии и Палестины. К 1102 году несмотря на активное участие в военной компании Раймунд IV все еще не имел собственных вотчин, в то время как другие лидеры похода уже контролировали важные области: Боэмунд был правителем княжества Антиохии, Годфри был королем Иерусалима, а Балдуин был лидером графства Эдесса, прежде чем стать королем Иерусалима после смерти Годфри.

Таким образом, Раймунд IV сосредоточил свое внимание на Триполи, чьи богатства еще не были разграблены войсками крестоносцев; в ноябре 1102 года он разбил лагерь на окраине города и объявил себя графом этих земель.

Строительство новой крепости на холме названном «Mons Peregrinus» (горой пиллигримов) в нескольких километрах от осажденного Триполи началось в 1102-1103 годах, ещё при жизни Раймунда IV.

Город был взят только в 1109 году, уже после смерти графа, его племянником Гильомом Йорданом графом Сердани при поддержке короля Иерусалима Балдуина I.

На протяжении почти всего 12-ого века графы Тулузские владели Триполи, позднее власть перешла к аквитанской династии, а в 1289 году графство было захвачено Мамлюкским султанатом.

При мамлюках крепость Де Сен-Жиль неоднократно укреплялась и перестраивалась; в последующие столетия Триполи перешел под контроль Оттоманской империи, в этот период внутренний двор крепости был дополнен восьмиугольным мавзолеем.

В настоящее время в цитадели Де Сен-Жиль находится пост армии Ливана, а во внутренних помещениях - небольшой музей; в 2011 году во время археологических изысканий в многоуровневом подземелье крепости были обнаружены франкские захоронения, предположительно кладбище крестоносцев.

Всего в нескольких минутах ходьбы от цитадели находится медресе Al Bourtasi - образец архитектуры эпохи мамлюков.

Два десятилетия спустя после мамлюкского завоевания в 1310 году Иса ибн ' Умар аль-Буртаси инициировал строительство первого в городе медресе; во внешнем облике постройки явственно видны отличительные элементы той эпохи.

Портал и арочные окна медресе обрамлены чередующимися полосами черного базальта и светлого известнякового камня - такая техника называемая аблак (ablaq) получила распространение в Сирии, Палестине и Египте в начале 12-ого века. Этот стиль, основанный на игре светотени резко отличается от использовавшихся ранее в оформлении равномерно побеленных стен из песчаника - североафриканского заимствования, пришедшего в Триполи через Каир и позднее почти полностью исчезнувшего.

madrass Al Bourtasi

медерсе Al Bourtasi

Другая, гораздо более известная мечеть, при постройке которой были использованы фрагменты ранее существовавшей на том же месте церкви Святой Марии - это Al Mansouri. Строительство мечети началось через пять лет после захвата города и было посвященно египетскому султану Аль-Мансуру Калауну (al-Mansur Qalawun) , отбившему Триполи у крестоносцев; таким образом, Al Mansouri стала первой мечетью в завоеванном мамлюками Триполи.

Элементы христианской церкви просматриваются в квадратной форме минарета и сохранившемся главном входе; в оформлении молельного зала и галерей явственно ощущается недостаток орнамента и цитат из Корана, записанных арабской вязью на видных местах - прямое следствие того тревожного времени, когда губернатор Триполи был в первую очередь обеспокоен укреплением обороноспособности города и поддержанием пяти-тысячного гарнизона в постоянной боеготовности. Непрекращающиеся набеги крестоносцев с Кипра и угроза очередного Крестового похода силами объединенной Европы вынуждали экономить ресурсы; несмотря на то, что строительство Al Mansouri финансировалось напрямую из Каира, большая часть средств уходила на ремонт цитадели Де Сен-Жиль и укрепление порта города.

Не располагая достаточным временем для возведения городских стен, мамлюки предпочли превратить центр Триполи в ловушку, намеренно изменив план города и построив лабиринт из извилистых улиц, рынков и площадей; на углах стратегически важных улиц были выстроенны высокие каменные дома, с окнами напоминающими бойницы и хорошо подходящими для стрельбы; входные ворота на рынках и площадях в случае угрозы нападения блокировались, таким образом можно было быстро перекрыть доступ в центральные кварталы города.

Al Mansouri Mosque - street view

мечеть Al Mansouri

the main entrance

мечеть Al Mansouri, главный вход
мечеть Al Mansouri

Разумеется, соображения обороны не были единственными при формировании городской инфраструктуры.

Строительство мечетей, школ, бань и постоялых дворов в центре города всегда планировалось так, чтобы позволить торговцам, путешественникам и ремесленникам совместно посещать мечеть или близлежащий медресе. Кроме того, характер ремесел и промыслов определял закрепленные за каждым ремесленником или торговцем места на более чем тридцати рынках города; такое разделение характерно для многих ближневосточных городов.

Самые престижные - суконные, золотые, парфюмерные, обувные и кондитерские лавки, как правило находились рядом с большой мечетью; зловонные и шумные лавки продавцов рыбы, мяса и птицы вели торговлю гораздо ближе к порту, чем к центру города.

В наши дни продовольственный рынок Триполи (souk Haraj) вытянулся вдоль бетонного русла реки Nahr Abu Ali (Kadisha) от шоссе Rafic El Hariri почти до самой цитадели.

Tripoli market

продовольственный рынок Триполи
продовольственный рынок Триполи

При мамлюках под покровительством губернатора и на средства знатных горожан, крупных государственных чиновников и зажиточных торговцев строились мечети, общественные бани, школы, фонтаны, ворота и многочисленные гостевые дома; из этих же источников финансировалось улучшение базовой инфраструктуры города - осушение заболоченных земель, строительство ирригационных систем и систем водоснабжения; создавались и расширялись уже существующие мастерские по изготовлению мыла, прессованию оливкового масла, рафинированию сахара, ткачеству бархата и т.п.

Все эти меры способствовали повышению численности жителей города, если на момент ухода крестоносцев население Триполи составляло около 20 000 жителей, то в последующие десятилетия число горожан выросло вдвое.

Всего в пятнадцати минутах ходьбы от мечети Al Mansouri, рядом с кладбищем Bab El Ramel находится еще одна известная мечеть того же периода - Taynal.

Мечеть была заложена вице-султаном Сайфеддином Тайналом Хаджебом Ашрафи в 1330 году, строительство завершилось шестью годами позднее. В оформлении главного входа и интерьера аналогичным образом использовано чередование темного и светлого камня, а в деталях планировки угадываются черты типичные для христианской традиции, так как мечеть Taynal стоит на том месте, где ранее была церковь кармелитов возведенная крестоносцами.

Христиане в свою очередь, не начинали строительства с нуля - к моменту их появления в регионе там уже находился лежавший в руинах античный храм Баала (Юпитера), от которго сохранился фундамент и несколько колонн с капителями в типичном для позднего Рима коринфском стиле.

Во внутренних помещениях мечети Taynal привлекают внимание характерные элементы исламской архитектуры: сотовый свод - мукарнас, покрытый полукуполом, рельефные арки в стиле аблак и мраморные панели инкрустированные каллиграфическими гравировками цитат из Корана.

Taynal Mosque

мечеть Taynal - вход
Taynal Mosque

Тринадцатый и четырнадцатый века были временем расцвета торговли, искусств и архитектуры в мамлюкском султанате; в это время в городе строится множество каменных зданий некоторые из которых дошли и до наших дней; однако последовавшая эпидемия чумы сильно сказалась не только на Западной Европе, но и на всём Ближнем Востоке. Триполи, как важный торговый узел, соединявший запад и восток сильно пострадал - процветавшая ранее торговля значительно сократилась, упала собираемость налогов и рост города фактически прекратился.

В 1517 году Триполи стал частью Оттоманской империи и вскоре был понижен в административном статусе, но тем не менее до середины 19-ого столетия оставался самым преуспевающим коммерческим центром Ливана.

От Триполи до сирийского Тартуса ближе чем до Бейрута; как бы то ни было, Сирийская Арабская Республика с началом пандемии закрыла свои границы для иностранцев, так что исходя из логистики перемещений по региону наиболее вероятный вариант построения маршрута - это возвращение в столицу.

Ливанский Тир (Tyre) - это один из старейших постоянно заселенных и дошедших до наших дней городов древнего мира.

Осмотр исторических достопримечательностей Тира можно совместить с посещением Сидона (Sydone), который сами ливанцы чаще называют на арабский манер - Сайда (Saida); оба города соединены со столицей ведущим на юг шоссе Tyre-Naqoura, до Сайды менее часа езды на микроавтобусе от остановки Cola в Бейруте, от Сайды до Тира еще столько же.

Tyre seafront

набережная Тира

Согласно Геродоту, Тир был основан в 2750 году до н.э. и приблизительно к 1000 году до н.э. превратился в могущественное финикийское город-государство, контролировавшее большую часть морской торговли в регионе и основавшее колонии по всему средиземноморью, включая такие крупные цивилизационные центры древнего мира как Карфаген, Кадис и Утика.

На протяжении столетий город видел греков, римлян, византийцев, арабов, крестоносцев, мамлюков и турок.

Даже самое краткое описание истории Тира навряд ли вместится в объём одной статьи; из исторических достопримечательностей, без посещения которых сложно считать знакомство с городом состоявшимся, следует упомянуть некрополь Аль-Басс (Al-Bass) рядом с которым находится триумфальная арка и римский ипподром, а так же руины Аль-Мина (Al-Mina).

necropolis Al-Bass

некрополь Аль-Басс

Triumphal arch

триумфальная арка
триумфальная арка

Построенный во времена Римской империи некрополь представлял собой по сути главный вход в Тир; многочисленные каменные саркофаги и колумбарии находятся по обе стороны от центральной улицы пересекавшей весь город, над ней возвышается Триумфальная арка и колоннада 2-го века н.э.

В ходе археологических раскопок в 1997 году неподалеку от римского некрополиса было обнаружено относящееся к ещё более древнему периоду финикийское кладбище.

В непосредственной близости от Триумфальной арки и колоннады находится римский ипподром, где устраивались состязания колесниц для более чем двадцати тысяч зрителей; в западной и восточной частях арены ипподрома были оборудованы ложи для болельщиков команд, именовавшихся Синими и Зелеными, это были роскошные здания украшенные мозаикой и оборудованные банями; сам ипподром был одним из крупнейших такого рода сооружений во всей империи.

Неподалеку от ипподрома сохранились остатки акведука, относящиеся к той же эпохе.

Roman hippodrome

римский ипподром
римский ипподром
римский ипподром

Al-Mina - наименование группы развалин занимающих довольно обширную площадь на берегу Средиземного моря всего в 15-ти минутах ходьбы от Al-Bass, некоторая их часть находится в полузатопленном состоянии и датируются предположительно третьим веком до нашей эры.

От входа на территорию этого археологического сайта дорога ведет мимо хорошо сохранившихся колоннад, фундаментов и геометрических мозаик римского и византийского периодов к древней затопленной гавани; с берега в толще воды хорошо видны прямоугольные блоки причала, а во время отлива на поверхности моря показываются фрагменты колонн.

Как удалось установить исследователям, здесь находилась общественная римская баня построенная во 2-ом или 3-ем веках нашей эры, а так же прямоугольная арена 4-го века, способная вместить до двух тысяч зрителей; арена могла заполняться водой; до сих пор не вполне ясно, какого рода состязания там проходили.

Al-Mina historical site

колоннада и фундаменты
геометрическая византийская мозаика
колоннады и фундаменты
поваленные и затопленные колонны появляются на поверхности моря во время отлива

В 1984 году UNESCO объявила руины древнего города Тир объектом Всемирного наследия.

В ходе вторжений ЦАХАЛ на территорию южного Ливана в 1982 и 1996 годах руины Тира были повреждены израильскими бомбардировками; в настоящее время историческим сайтам угрожают рост и расширение современного города Тир, нелегальные раскопки и разрушение использовавшегося древними строителями известнякового камня из-за кислотных дождей, выпадающих вследствии загрязненности атмосферы.

Помимо античных руин, в городе так же сохранились следы правления франкских завоевателей; в 1124 году после четырехмесячной осады армия крестоносцев вошла в Тир и присоединила его к Латинскому королевству Иерусалима, город оставался в его составе вплоть до разрушения мамлюками в 1291 году.

От эпохи крестоносцев в Тире сохранились руины укреплений и христианских соборов. В непосредственной близости от Al-Mina находится развалины собора Святого Креста, практически до основания снесенного султаном Аль-Ашраф Халилем. Этот собор был крупнейшим из 25 христианских храмов Тира, с 1128 года там проходили церемонии восшествия на престол монархов королевства Иерусалима .

В практическом плане, перед самостоятельными путешественниками прибывающими в Тир неизбежно встает проблема поиска подходящей гостиницы - многочисленные отели и резорты сконцентрированные вдоль береговой линии сложно отнести к категории бюджетных, среди жителей Ливана, Тир в первую очередь известен как популярный морской курорт, места отдыха, куда часто приезжают на выходные из столицы и других городов страны; в это время даже дорогие по ливанским меркам гостинцы могут быть плотно заполнены.

Несмотря на то, что отель Artisan стоит всего в нескольких десятках метров от набережной и в пятнадцати минутах ходьбы от эпицентра всей социальной активности туристического Тира - ночного рынка, окруженного множеством кафе, ресторанов на любой вкус, кальянных и т.п., ценовая политика отеля вполне умеренная, а все вышеупомянутые исторические сайты города находятся поблизости.

Ближайший вариант размещения из сходной ценовой категории - Bawab guesthouse расположен значительно дальше на север от исторического центра Тира.

Вернуться из Тира в Бейрут, заехав в Сайду на обратной дороге проще всего остановив попутный микроавтобус на шоссе Saida - Tyre.

Ещё одно примечательное и несомненно достойное посещения место к северу-востоку от Бейрута - Qadisha Valley (Вади-Кадиша - Священная Долина, арам.); долина по сути представляет собой обширный каньон у подножья горы al-Makmal, вытянувшийся вдоль реки Qadisha от побережья на много километров на восток, в глубину Ливанского хребта; дорога идет по обоим сторонам каньона, сходясь в районе Cedars Of God Bsharri - одного из последних сохранившихся заповедных лесов ливанского кедра; заповедник признан сайтом мирового наследия UNESCO.

Начиная с ранних веков распространения христианства в этом регионе и на протяжении столетий в долине селились отшельники и монахи, ищущие уединения в отдалении от суеты и мирских забот. С тех времен до наших дней дошли многочисленные маронитские, несторианские, эфиопские и армянские монастыри и обители, разбросанные по всей долине; наряду с природными достопримечательностями - водопадами, карстовыми пещерами заполненными сталактитами и сталагмитами, рощами заповедного ливанского кедра и точками обзора долины, они привлекают внимание туристов, пилигримов и любителей горных походов со всего Ближнего Востока.

Традиционно в долине Qadisha не встретить мечети, женщины не носят хиджабов и никто не спешит к намазу пять раз в день, мусульман в этих местах практически нет.

По причинам сохраняющейся межконфессиональной напряженности дорога в долину перекрыта блок-постами, в районе селения Bsharri стоит воинский гарнизон.

К наиболее значимым для паломников местам относят монастырь святого Антония в долине Quzhayya (район Zghorta), основанный еще в 4-ом столетии христианским святым и аскетом Илларионом Великим, Our Lady of Hauqqa - пещерный монастырь 13-ого века появившийся вскоре после вторжения мамлюков благодаря местному жителю Ибн эль-Сабха аль-Кафарсгаби, а так же маронитские отшельнические монастыри Qannubin и Mar Lichaa.

Qadisha Valley

долина Кадиша
Saint Saba Cathedral
долина Кадиша

Технически совсем не сложно приехать в Bsharri на рейсовом автобусе из Бейрута, но каким образом далее организовать свои премещения от одного сайта к другому неясно. Некоторые достопримечательности находятся в пределах пешей доступности от начальной точки прибытия, посещение других же потребует организации подвоза до места и обратно; по всей видимости, не самой плохой идеей будет нанять какой-либо автотранспорт ещё в Бейруте или договориться на месте.

С размещением в долине Qadisha дела обстоят гороздо проще, чем с транспортом - долина посещаема паломниками и недостатка в отелях и гостевых домах там нет; ценовая политика для туристов вполне лояльная, так же можно воспользоваться гостеприимством местных жителей и переночевать в homestay за умеренную плату.


Наверх ⇑