- Голландский музей Коломбо - бывшая резиденция губернатора Ван Ри в 1692–1697 годах
- протестантская церковь Вольвендаал - заложена в 1749 году, находится в торговом районе Петтах, служившего местом проживания голландских колонистов
- римско-католическая церковь святого Павла - старейшая на острове, долгое время главная резиденция португальского епископа Коломбо
- здание старой ратуши Коломбо - построено по проекту британского архитектора в 1873 году, с 1980 года там располагается музей ратуши
- колокольня у Каймановых ворот - не сохранившиеся до наших дней Каймановы ворота служили главным входом в Форт Коломбо,
отдельно стоящая колокольня осталась ещё со времен португальского периода колонизации
- маяк, он же часовая башня Коломбо - спроектирован супругой британского губернатора Генри Джорджа Уорда, построен в 1856-57 годах
- буддийский храм Гангарамайя (или Шри Гангарама Макавикарам) - построен конце XIX-ого века на берегу озера Бейра в центральной части города
- храм Сима Малака, примыкающий к Гангарамайя
- индуистский храм Шри Кайлавасанатан Свами Девастханам Ковил (так же известен как Капикаавата Шиван - старейший индуистский храм в Коломбо, посвящен Ганешу и Шиве
Помимо перечисленного, в городе с такой насыщенной событиями колониальной историей осталось немало материальных свидетельств тех времен,
однако нельзя сказать, что они очевидны для потенциальных посетителей.
Например, от первоначальных укреплений города - Форта Коломбо - сохранились только отдельные фрагменты стен,
Делфтские ворота (находятся на территории торгового дома на Бристоль стрит) и голландский склад тысяча шестьсот семьдесят шестого года постройки,
где ранее размещался Морской музей Портового Управления.
В наши дни о существовании форта напоминает железнодорожная станция с тем же названием,
построенные же португальцами и голландцами стены и бастионы были разобраны по указанию британской колониальной администрации в середине XIX-ого века,
так как стремительно разраставшийся порт и кварталы, где концентрировалась коммерческая активность нуждались в свободных пространствах.
St.Andrews Scots Kirk
Sima Malaka temple view
Sri Kailawasanathan hindu temple
Несмотря на то, что все вышеупомянутые сайты ланкийской столицы безусловно представляют интерес с историко-культурной точки зрения,
всё же наиболее значимые достопримечательности Шри-Ланки - в особенности те,
что связаны со многовековым наследием буддизма Тхеравады и историей тамильско-сингальской цивилизации доколониального периода,
лежат за пределами прибрежных районов острова.
Выехать из Коломбо для дальнейшего знакомства с ними проще всего на автобусе -
центральный автобусный терминал и станция Bastian Mawatha находятся в центральном районе Петтах, всего в нескольких сотнях метров на восток от железнодорожной станции Colombo Fort,
там работают негосударственные, частные перевозчики обслуживающие многие направления.
Единой билетной кассы как таковой не существует, у некоторых компаний есть свои стойки для продажи билетов,
у прочих билет нужно покупать при посадке, у водителя.
Иностранцам могут объявляться завышенные цены на проезд, несоответствующие тарифам для местных,
иногда для того, что бы обнаружить требуемый маршрут приходится активно опрашивать всех попадающихся на пути служащих и водителей.
Colombo Fort railway station
Так же, можно воспользоваться услугами Sri Lanka railways
- от все той же станции Colombo Fort ежедневно отправляются поезда дальнего следования до Джафна, Канди, Баттикалоа и Бадулла;
ещё одна крупная, узловая станция в сети государственных железных дорог - это Maradana, она обслуживает в основном пригородные направления.
Дамбулла
Одно из наиболее значимых для буддистов мест, где сплетаются воедино истории насчитывающей более двадцати двух столетий школы Тхеравада
и многовекового противостояния сингальских королевств Анурадхапура, Полоннарува и Япахува тамильским династиям Пандья, Чола и Паллавов,
находится в ста сорока восьми километрах к северо-востоку от Коломбо.
В наши дни, небольшой городок Дамбулла в Центральной провинции острова более всего известен благодаря комплексу пещерных храмов Ранджири
(Rangiri Cave Temple Complex или Jumbukola Vihara на пали), признанному UNESCO объектом всемирного наследия и захоронениям раннего железного века Иббанкатува,
обнаруженным Департаментом археологии Шри-Ланки в семидесятых годах прошлого века.
Непосредственно к пещерам Ранджири примыкает Золотой храм (Golden Temple), возведенный по инициативе и при финансовом участии буддийской общины Японии.
Golden Temple
Sath Paththini Devalaya
Благодаря наличию объекта всемирного наследия UNESCO городок посещаем иностранными туристами и паломниками,
поэтому найти в Дамбулла подходящее для самостоятельных путешественников жилье не сложно,
возможный вариант размещения - Dambulla City Hostel (655/D Aluthwaththa Road, Dambulla 21100, Sri Lanka), от этого хостела до пещерных храмов немногим более получаса пешком.
История пещерных храмов Ранджири берет свое начало в первой половине II-ого века до н.э., когда принесённая на Шри-Ланку
принцем-миссионером Махендрой, сыном императора Ашоки, новое религиозное учение было принято как царями Анурадхапуры, так и основной массой населения.
Появление обширной буддийской общины - сангхи, потребовало формирования определенных практик отправления культа для его последователей,
совсем не упоминавшихся в записанных со слов учеников наставлениях Будды.
Более того, многие из его высказываний можно интерпретировать как прямое указание на то,
что сама суть учения ведущего к окончательному освобождению может быть постигнута только полностью отошедшими от мирской жизни немногими последователями,
неотступно сконцентрированными на принципах изложенных в "Благородном восьмеричном пути Будды".
Как мирянам-буддистам, так и более глубоко посвященным в суть нового учения монахам потребовались собственные религиозные сооружения,
первое из которых - монастырь Махавихара, был основан в конце III-его века до н.э. правителем Анурадхапуры королем Деванампием Тиссой сразу же после его обращения в буддизм под влиянием проповеди Махендры.
Рядом с доставленной в Анурадхапуру Махендрой и его старшей сестрой Сангхамиттой священной реликвией
- ростком дерева Бодхи, появился храм Джая Шри Маха Бодхи,
а над принесенной ими же правой ключицей Будды была воздвигнута древнейшая на острове ступа Тупарамая.
Пещерные жилища монахов появились в центральных областях острова во времена правления царя Даттхагамани Абхайя (101–77 до н.э.),
при нем произошло объединение мелких сингальских княжеств под властью Анурадхапуры, а буддизм Тхеравады утвердился в качестве государственной религии.
При покровительстве центральной власти в заселенных монахами аскетами пещерах Ранджири возник буддийский монастырь (Rangiri Dambulu Uhanwatta Viharaja),
распространивший влияние на все окрестные земли.
В первом столетии до нашей эры вынужденный бежать от переворота устроенного брахманом Тиссой
и вторжения тамильских захватчиков король Валагамба (известен так же, как Ваттагамани Абхайя)
скрывался в монастыре на протяжении четырнадцати лет.
Впоследствии, ему всё же удалось вернуть себе власть в Анурадхапуре разгромив последнего из остававшихся на острове предводителей тамилов.
Несмотря на последовавшее усиление позиций сторонников школы Махаяна, приведшее к расколу ланкийской общины и разрушению важнейшего центра Тхеравады - монастыря Махавихара в IV-ом веке н.э.,
а так же не прекращавшимся вторжениям тамилов из Южной Индии, монастырь в пещерах Ранджири сохранял свое значение,
привлекая паломников как из ланкийских, так из индийских королевств того времени.
С течением времени число послушников монастыря только возрастало, пика своего процветания Ранджири достиг в XI-XIII веках.
На протяжении столетий под патронажем правителей Анурадхапуры, Полоннарувы,
а позднее Канди проводились работы по расширению используемого объема пещер
и украшению их внутреннего интерьера статуями и фресками. Подробное описание фресок, которыми покрыты стены и потолок пещер потребует отдельной статьи;
стоит однако заметить, что те изображения, что посетители могут увидеть в наши дни, относятся уже к XVII-ому и XVIII-ому векам.
При правлении короля Кирти Сри Раджасинха проводилась последняя масштабная реставрация монастыря,
и старые, созданные ещё в XIII-ом веке фрески, представлявшие собой образцы оригинальной сингальской живописной школы
были закрыты значительно стилистически отличающимися новыми изображениями,
в которых просматривается заметное исламское влияние, подобная манера настенной росписи была распространена в те времена в Южной Индии на плато Декхан.
Тогда же появились и соединенные галереями порталы, ведущие в пещеры.
portals and connecting galleries
Пещера №1 (Deva Raja Viharaya - Храм Короля Богов) сравнительно невелика, над её входом высечена в скале монументальная надпись I-ого века до н.э.,
выполненная слоговым письмом брахми на языке пали, где рассказывается об основании монастыря.
Внутри находится четырнадцатиметровая статуя преклонившегося Будды,
т.е. иконографический тип изображения Сиддхартхы Гаутамы за мгновение до его окончательного ухода в паринирвану.
Помимо этого, там размещены ещё пять статуй - в том числе изображения ближайшего ученика Будды архата Ананды
и одного из верховных божеств индуистского пантеона Вишну.
Значительная часть настенных и потолочных росписей сохранилась плохо и слабо различима.
reclining Buddha statue
Пещера №2 (Maha Raja Viharaya - Пещера Великих Королей) самая обширная из всех,
названа так в честь уже упомянутого выше короля Анурадхапуры Валагамбы,
принимавшего личное участие в её обустройстве для нужд монастыря и украшении статуями будд, бодхисаттв и архатов,
а так же жившего позже, уже в XII-ом веке короля Полоннарувы Ниссанка Малла (Nissanka Malla),
который потратил значительные средства на восстановление интерьера; по его распоряжению пятьдесят статуй были покрыты позолотой.
Последний был выходцем из южноиндийской династии Калинга и на протяжении всего правления ему приходилось особо подчеркивать свои права на ланкийский престол,
обосновывая их связью семейства Калинга с первой на острове династией Виджайя (Vijaya), правившей королевством Раджарата (Raja Rata - Страна Царей)
из столиц в Тамбапанни (Tambapanni), Упатисса Нувараа (Upatissa Nuwaraа), а затем и из Анурадхапуры.
Ощущая потребность утвердится в своём статусе, Ниссанка Малла инициировал строительство значимых культовых сооружений,
например храма Хатададж (Hatadage) в Канди, где хранился зуб Будды, ступы Ранкот Вихара (Rankoth Vehera)
и уникального сооружения, специально предназначенного для пения буддийских гимнов - Ниссанка Латха Мандапая (Nissanka Latha Mandapaya) в Полоннаруве.
Щедро финансируемые из царской казны работы по обновлению и украшению пещерного храма Ранджири были одним из такого рода проектов.
Сave №2, Vishnu and Sumana statues
Помимо размеров, пещера №2 отличается от других обилием хорошо сохранившихся потолочных и настенных росписей XVIII-ого века.
Так, при входе на потолке изображены позаимствованные в текстах Трипитаки сюжеты из жизни Сиддхарты Гаутамы, расположенные в хронологической последовательности.
В дальнем конце пещеры справа от входа, за рядом из практически неотличимых одна от другой статуй Будды обнаруживаются фрески описывающие древнейшую историю острова,
подробно изложенную в ланкийской хронике Махавамса. Внимательно рассматривая эту группу изображений,
можно обнаружить сцену прибытия по морю изгнанного из Восточной Индии принца Виджайи,
основателя легендарной династии, жившего во второй половине VI-ого века до н.э.
Ещё одна последовательность изображений посвящена событиям, последовавшим за появлением возле горы Михинтале миссии Махендры и Сангхамитты
и обращением в буддизм короля Деванампия Тиссы - а именно, посадке ростка священного дерева Бодхи и основанию Бхиккуни Сасаны, ордена буддийских монахинь.
Сave №2, frescos depicting celestial inhabitants - gandharvas and apsaras
Среди прочих фресок выделяется менее стилизованная и выполненная в реалистичных пропорциях
сцена поединка между сингальским правителем Даттха Гамани (Duttha Gamani)
и царём Элара (Ellalan или Elara) из тамильской династии Чола.
Гамани, еще будучи принцем проявлял склонность к авантюрам и выражал своему отцу, Какаванну Тиссе, явное недовольство малыми размерами своего царства;
когда однажды он явился к отцу с готовым, детальным планом военной компании против правившего тогда в Анурадхапуре Элара, Какаванн Тисса отверг его предложение.
Сразу после этого принц в гневе покинул дворец и с группой приближенных сторонников скрылся в горах, за что и получил прозвище "Даттха", т.е. "Плохой".
После смерти отца он унаследовал королевство - хотя и не без вооруженной борьбы со своим братом, с которым он в конце концов примирился.
Став полновластным правителем Келании (Kelaniya, город на западном побережье острова, в наши дни - пригород Коломбо)
и Магамы (Magama, столица древнего королевства Рухуна на юго-востоке Шри-Ланки),
он с войсками выдвинулся вдоль реки Махавели,
что бы вступить в бой с тамилами под стенами занятой ими Виджитапуры (древний город, предположительно находившийся к юго-востоку от Полоннарувы).
В ходе дальнейшего продвижения Гамани на северо-запад, возле горы Кахагала им была выбрана удобная позиция для генерального сражения.
Подошедшая армия Элары не смогла отразить хорошо подготовленную атаку сингалов и была разбита,
а тамильский правитель бежал по направлению к Анурадхапуре, но был настигнут у южных ворот города и убит в поединке с Гамани.
Вскоре после этого, Гамани уничтожил прибывшие из Индии отряды под предводительством своего претендававшего на трон племянника,
став единоличным монархом.
В ланкийской истории Даттха Гамани рассматривается как национальный герой, прекративший доминирование индуистов тамилов над буддистами сингалами
и расширивший сферу влияния царства Раджарата со столицей в Анурадхапуре на всю территорию Шри-Ланки.
Сave №2, general view
Сave №2, general view
Пещера №3 (Maha Alut Vihara - Великий Новый Храм) несколько меньше Пещеры Великих Королей, у входа размещены горельефы божеств-охранителей,
попавшего внутрь посетителя встречает установленная на пьедестале скульптура погруженного в медитацию Будды,
кисти рук которого сложены в ритуальном жесте самадхи-мудра,
задняя стенка пьедестала украшена двумя сплетающимися хвостами драконами, представляющими собой инкарнации одного и того же мифического существа - Ма́кара (Makara).
Согласно описанию, изложенному в ланкийской хронике Раджавалия (Rajawalia) - “..у Ма́кара перед слона, лапы льва, уши кабана, тело рыбы, живущей в воде, зубы повернуты внутрь, глаза как у Ханумана (демона) и красивый хвост”;
по обе стороны от Будды установлены фигуры бодхисаттв.
Buddha statue and with the dragons on the background of it`s pedestal
С правой стороны от входа, у окна находится выполненная из дерева скульптура Кирти Шри Раджасиха (Kirti Sri Rajasiha), короля-реформатора ланкийского буддизма жившего в XVIII-веке.
Сюжеты фресок на потолке и стенах этой пещеры описывают различные события, упоминаемые в Палийском Каноне и сцены из жизни самого Будды.
Сave No.3 general view to the right side of the entrance
Слева по периметру пещеры расставлены повторяющие центральную статую Будды её меньшие по размеру копии,
в углу сгруппированы фигуры архатов с канонической для Тхеравады позицией поднятых рук - двойная абхая-мудра, означающей защиту и благословление.
Сразу за ними вытянулось масштабное, девятиметровое изображение преклонившегося Будды, идентичное находящемуся в пещере №1.
Сave No. 3, view to the left side
Пещера №4 называемая Паччима Вихарая (Paschima Vaharaya), т.е. Западный Храм, значительном меньше предыдущих.
Десять статуй Будды, повторяющие положением тела и рук типичные для буддийской скульптуры каноны изображения медитирующего учителя, установлены у стен.
Центральная и наибольшая по размеру статуя выполнена из цельного куска скальной породы, раскрашенного по всей поверхности,
на задней стенке её пьедестала разместилась Ма́кара в двух своих воплощениях - слева и справа от фигуры сидящего Будды.
Сверху на оказавшегося перед статуей посетителя смотрит голова дракона.
Помимо статуй, пещера вмещает и ступу Сома Чайтя (Soma Cetiya);
потолочных росписей здесь гораздо меньше и все они носят строго религиозный характер.
Сave No.4 general view
Пещера №5 (Second New Temple) является новейшей, она была вырублена в скальном массиве только во втором десятилетии прошлого века,
в связи с этим, её статуи и настенные росписи рассматриваются, как не представляющие исторической ценности.
От пещер Ранджири к мегалитическим захоронениям Иббанкатува (Ibbankatuva Proto-historic Megalithic Burial Site) можно дойти пешком за час;
захоронения датируются VI - IV веками до н.э. и условно относятся исследователями к протоисторическому периоду или раннему железному веку.
Технически, сайт представляет собой площадку с несколькими сохранившимися до наших дней захоронениями,
сформированными вертикально установленными гранитными плитами.
Некоторые из этих структур в форме прямоугольных параллелепипедов были полностью закрыты сверху, а некоторые оставались открытыми;
внутри захоронений находились керамические урны цилиндрической формы с прахом умерших,
рядом были обнаружены бусы из глины, сердолика, оникса и агата, встречались и отдельные элементы бус выполненные из золота.
В настоящее время археологам не удалось однозначно интерпретировать свои находки,
аргументированно приписав найденные артефакты какой-либо из известных палео культур.
Мегалитические захоронения в Иббанкатуве являются крупнейшим археологическим сайтом такого рода на Шри-Ланке.
Сигирия
Сигирия, наряду с Канди, пожалуй одно из самых известных направлений массового туризма на Шри-Ланке,
что имеет вполне ощутимые материальные последствия - входной билет на территорию древнего города, признанного UNESCO
объектом всемирного культурного наследия стоит 35$ для большинства иностранцев,
кроме граждан государств-членов СААРК, для которых цена составляет 20$, при покупке требуется предъявить паспорт.
Кроме того, стоимость размещения в гостиницах, резортах, гестхаусах и хостелах, сконцентрированных по сторонам шоссе ведущего к сайту, ощутимо выше,
чем в прочих населенных пунктах; к счастью, для того что бы посетить древний город совершенно необязательно останавливаться поблизости.
Сигирия находится всего в семнадцати километрах от Дамбуллы, с 06-30 утра и до 18-00 вечера между этими населёнными пунктами циркулирует автобус,
с периодичностью раз в полчаса. Таким образом, остановившись в Дамбулле и посетив пещерный монастырь, можно на следующий день съездить в Сигирию, вернувшись вечером.
Известность Сигирии принесла чрезвычайно живописная "львиная скала", т.е. преобразованный в крепость фрагмент плато,
приподнятый на пару сотен метров над уровнем окружающей его равнины
и окруженный руинами древнего города, построенного в последней четверти V-ого века.
В полутора километрах от скалы в древности находился буддийский пещерный храм Пидурангала (Pidurangala Rajamaha Viharaya);
поднявшись на точку обзора находящуюся возле него, можно увидеть гигантскую скалу-крепость на фоне простирающихся до горизонта джунглей и затянутых дымкой горных цепей.
Впечатляющий вид позволит в полной мере оценить масштаб проекта, реализованного в течении жизни одного только правителя.
Sigiriya Rock view
На протяжении многих веков Сигирия была скорее местом связанным с индуистскими мифами и буддийскими практиками,
чем крепостью и убежищем.
Пещеры естественного происхождения на восточной стороне плато были эпизодически обитаемы как минимум с III-его тысячелетия до н.э.,
а постоянные поселения доисторического человека появились там в X-IX веках до н.э.
В тех пещерах, где собиралось достаточно стекавшей со сводов пригодной для питья воды,
в конце III-его века до н.э. обосновались буддийские монахи-отшельники.
Об этом свидетельствуют фрагментарно дошедшие до наших дней надписи на пали, выполненные ранне-индийским слоговым письмом брахми, найденные у входа в пещеры.
В последовавшие столетия Сигирия продолжала привлекать внимание, как индуистов,
веривших, что на вершине плато находится золотой небесный дворец Раваны - повелителя демонов-ракшасов и главного антагониста Рамы,
так и буддистов, использовавших это место наряду с Пидурангалой для уединённых медитаций.
По всей видимости, Сигирии с течением времени было уготовано стать буддийским монастырем, аналогичным монастырю в Дамбулле;
однако в царствование Кашьяпы (473–495 н.э.) Сигирия неожиданно стала фактической столицей царства Анурадхапура,
а одиноко возвышающаяся гигантская скала превратилась в цитадель.
Такому преобразованию предшествовали драматические события в монархической династии Морийя (Moriya),
когда принцем Кашьяпой, рожденным от одной из наложниц короля Дхатусены и не являвшимся прямым наследником, был совершен государственный переворот.
При содействии военачальника Мигары Кашьяпа заточил своего лишенного трона отца в темницу, а затем и расправился с ним, замуровав в стену.
Его страший брат, наследный принц Моггаллана бежал с острова в Южную Индию.
Справедливо опасаясь мести со стороны Моггалланы, заручившегося поддержкой правителей южноиндийских княжеств и готовившегося вернуть себе царство силой,
Кашьяпа сперва оставил Анурадхапуру, где у него были все основания опасаться заговора,
а затем своим вердиктом перенёс столицу в Сигирию, приступив к строительству нового города и преобразованию скального плато в неприступную крепость.
Среди некоторых исследователей существует мнение, что весь архитектурный ансамбль Сигирии представляет собой символическое воплощение индуистского мифа о небесном городе Алакаманда
на вершине вселенской горы Меру; при этом заполненные водой рвы, протянувшиеся вокруг выстроенного по оси запад-восток комплекса отображают небесное озеро Аноттатта.
Символика этого космологического мифа целиком позаимствована из священных текстов Пуран и имеет весьма отдаленное отношение к концепциям раннего буддизма -
хотя роль последнего, как основной государственной религии Кашьяпа никогда не оспаривал.
В практическом плане, на территории сайта заслуживают внимания Львиные ворота,
руины дворцовых сооружений и бассейнов на вершине скалы, фонтаны и система водопроводов (т.н. Водяной сад) и знаменитые фрески V-ого века, которыми расписана Зеркальная стена;
пожалуй, это самый краткий перечень того, что следует увидеть в Сигирии.
Lion's Gate, a gateway leading to the top of a rocky plateau
От Львиных Ворот по крутым металлическим трапам закреплённым на скальной стене посетители поднимаются наверх,
где их ожидает впечатляющий вид на окрестности и многочисленные террасы, заполненные руинами строений существовавшего в древности дворцового комплекса.
Между хорошо сохранившимися фундаментами, фрагментами стен и бассейнами для ритуальных омовений проложены дорожки,
разные уровни дворца соединены широкими лестницами.
View from top of Sigiriya rock
ritual ablution pool
Помимо этого, наверху можно обнаружить несколько цистерн для хранения дождевой воды изготовленных из массива гранита;
в северо-восточной части плато находится т.н. "Зал для аудиенций",
представляющий собой пятиметровый трон и ряды расположенных ниже сидений, вырубленных в цельной скале.
throne, carved from solid rock
Со стороны главного входа хорошо виден симметричный план всего комплекса - двойной ров, укрепления по периметру
и идущая от главного входа центральная аллея, по сторонам от которой находятся соединённые системой подземных трубопроводов водоемы с фонтанами и Сад Камней.
view of the central alley
Без преувеличения, предметом национальной гордости для ланкийцев являются знаменитые сигирийские фрески,
ещё в древности восхищавшие посетителей дворца Кашьяпы;
многочисленные свидетельствующие об этом надписи сохранились до наших дней.
На подъеме к вершине плато, на высоте приблизительно двенадцати метров есть скальная впадина,
поверхность которой покрыта слоем штукатурки и отполирована (т.н. Зеркальная стена);
под этим навесом естественного происхождения сохранились живописные изображения двадцати одной женской фигуры, выполненные с большим мастерством.
Как считают исследователи, подобных фресок было гораздо больше, найденная ими надпись V-ого века говорит о пятистах подобных изображениях.
До сих пор не существует общепринятого объяснения, кем и с какими целями они были созданы.
Высказывается предположение, что стилистическая близость фресок Сигирии и Аджанты,
появившихся в один и тот же период времени, может свидетельствовать о принадлежности авторов к одной школе,
или даже о работе одной и той же группы мастеров.
Такое предположение имеет под собой основания, V-VI века н.э. были периодом наивысшего расцвета живописного искусства в Центральной Индии.
Другая точка зрения была выдвинута британским историком и художником Бенджамином Роулендом в середине XX-ого века;
анализируя мелкие детали фресок - ракурсы фигур и ритм поз, средства передачи объема, прорисовку контурных линий силуэтов,
художественные решения выбранные для выражения глаз, формы прически и предметов одежды,
он усмотрел сходство сигирийских фресок с рельефами Амараванти (II-III век н.э.),
предполагая их происхождение напрямую от южноиндийской школы Андхры, предшествовавшей искусству Амараванти.
frescoes
Не менее острые дискуссии вызывает вопрос, чей же образ увековечили ланкийские художники более пятнадцати столетий назад.
По некоторым признакам - таким, как исчезающие в клубящихся облачках нижние части силуэтов,
персонажами фресок должны быть апсары - небесные нимфы,
на это указывает и часто повторяющийся священный знак на лбу.
Однако сюжеты явно демонстрируют нам знатных дам и их служанок, отличающихся не только одеянием и украшениями,
но и цветом кожи - обычно светло-оливковый у госпожи и более тёмный с зеленоватым оттенком у служанки.
Возможно, вышеупомянутые пять сотен фресок были чем-то вроде портретной галереи,
моделями для которой послужили придворные дамы, многочисленные жены и наложницы Кашьпы.
Следы аналогичных изображений найдены и в некоторых пещерах Сада камней (например пещеры Асана, Капюшон кобры и Дераниягала).
При проведении археологических изысканий на территории комплекса, из культурных слоев соответствующих V-ому веку н.э. были подняты терракотовые женские фигуры, пластически повторяющие живописные изображения.
Для того, что бы самостоятельно ознакомится с фресками Зеркальной стены, следует на спуске с вершины плато свернуть на развилке налево,
что бы пройдя ещё немного по смонтированному почти горизонтально трапу, подняться по металлической винтовой лестнице к скальным "карманам" прикрываемым массивным навесом естественного происхождения.
Оставшееся время целесообразно будет потратить на осмотр Сада камней и подъем на уже упоминавшуюся точку обзора Пудурангала;
посещение последней потребует приобретения отдельного билета стоимостью 3 USD.
Билеты продаются возле Белого храма (Pidurangala Vihara) у подножья скалы;
в самом начале подъема будет небольшая пещера, содержащая фигуру лежащего Будды
- то немногое, что осталось от оригинального храма V-ого века.
Pidurangala view point
Выбор следующей после Сигирии остановки в ходе разворачивающегося путешествия по центральным районам острова,
может быть сделан как в пользу Анурадхапуры, так и в пользу Полоннарувы;
обе эти бывшие столицы содержат чрезвычайно важные для буддизма Тхеравады археологические и религиозные сайты.
Альтернативой им могут быть национальный парк Васгамува (Wasgamuwa National Park), где произошло знаменитое сражение Даттха Гамани и Элара
или небольшое местечко Авукана (Avukana), где сохранилась уникальная четырнадцатиметровая статуя стоящего Будды, датируемая V-ым веком.