Пенджаб, Кашмир, Ладакх и неизбегаемый Дели -
Продолжение
Дели - Амритсар - Дхарамсала - Джамму - Сринагар - Каргил - Лех - Манали - Куллу
Джамму - зимняя столица штата Джамму и Кашмир достигается из Дхарамсалы транзитом через неизбегаемый Патанкот.
С учетом пересадки, дорога из Дхарамсалы в Джамму займет весь день, автобус прибывает в конечную точку маршрута поздно вечером.
Разумеется, Джамму может быть интересен не только как транзитная остановка на пути в Сринагар и вполне заслуживает отдельного внимания.
Из местных достопримечательностей стоит посетить Bahu Fort – нынешняя постройка относится к 18-ому веку, хотя фортификационные сооружения на месте форта существовали уже 3000 лет назад и с тех пор многократно сносились и перестраивались. Внутри сооружения расположен храм Bawe Wali Mata Mahakali, построенный из белого мрамора в 8-ом веке; на протяжении столетий там сохранялась практика жертвоприношения животных.
Дворец Amar Mahal, бывшая резиденция махараджей из династии Dogra был возведен на правом берегу реки Tawi в конце 19-ого века по проекту французского архитектора; в настоящее время там расположился небольшой музей.
Ещё один весьма посещаемый паломниками сайт находится в 50 километрах от Джамму, в горах Trikuta, это пещерные святилища богини Vaishno Devi. Желающие поклониться богине индуисты прибывают в Джамму со всей Индии и добираются до места на автобусах, отправляющихся от железнодорожной станции и автовокзала.
Так как в Джамму приезжает немало паломников, то свободных мест в гостиницах города может не быть и номер лучше бронировать заранее. Неплохой, бюджетный вариант размещения в центре города и пешей доступности от автобусной станции: Hotel New Fiza, (Vivekananda Chowk, Prem Nagar, Jammu, Jammu and Kashmir, 180001)
Стоянка минивэнов отправляющихся до Сринагара находится всего в нескольких сотнях метрах от отеля New Fiza; приходить на стоянку лучше пораньше, т.к. придется ждать, пока не наберется достаточное число пассажиров, что бы занять все места в салоне.
Дорога идет по довольно высоким горам, многие её участки находятся в плохом состоянии и периодически ремонтируются; из-за работы строительной техники часто случаются заторы; даже летом на трассе бывает слабая видимость из-за тумана.
Туристы в регионе редкость и скорее всего в машине будут только мусульмане из Сринагара; иностранные путешественники же будут привлекать внимание военных при досмотрах на блок постах ближе к конечному пункту назначения. Паспорт с визой проверят многократно, а багаж досмотрят - и будет крайне неразумно иметь с собой что-либо нелегальное.
minivan
signboard
Окруженная со всех сторон Гималаями, Кашмирская долина имеет богатую и насыщенную событиями древнюю историю.
Первые обнаруженные здесь следы проживания человека датируются 3000 до н.э. и относятся к неолитический культуре. Раскопки, проводившиеся на месте доисторического поселения Burzahom в 16 километрах к северо-востоку от Сринагара обнаружили ряды каменных менгиров и выкопанные в земле глинобитные убежища; в более поздних слоях, датированных 1700 годом до н.э. встречаются руины домов, фрагменты керамики, свидетельства выращивания пшеницы, ячменя и чечевицы, а так же захоронения людей вместе с домашними животными. Следы этой культуры имеют много общих черт с харрапской цивилизацией долины реки Инд (2600—1900 год до н.э.).
В более поздний, ведический период по мере расширения ранне-индийского царства Куру на север Кашмирская долина становится его частью.
В 326 году до н.э. во время вторжения Александра Великого индийский царь Порус обратился с просьбой к повелителю Кашмира о военной поддержке; в битве при Гидаспе Порус был разбит, а Кашмир предпочел признать власть нового царя и выплачивать дань.
Проникновение буддизма в регион происходит в период правления легендарного императора Ашока из династии Маурья (268 - 232 до н.э.), в это время в долине строится город Сринагар, посвященный Шиве.
В начале второго века нашей эры повелитель Кушанской империи Канишка вторгается в долину, захватывает её и основывает новый город Канишкапур. Уже в четвертом веке Кашмир становится крупным религиозным центром как для буддистов так и для индуистов, оттуда происходит распространение религиозных учений в Китай и Тибет.
Уже упоминавшийся в отчете о поездке в Синьзян-Уйгурский автономный район Китая буддийский монах, миссионер и переводчик Kumarajiva (343-413 н.э.) был среди известных ученых Кашмира; он оказал влияние на китайского императора Яо Сина и перевел многие буддийские тексты на китайский язык в монастыре Чанган.
В середине пятого века сумевшие перейти через Гиндукуш гунны-эфталиты завоевали большую часть Западной Индии, Кашмир так же был оккупирован. Эфталиты исповедовали христианство несторианского толка и весьма враждебно относились как к зороастризму, так и к буддизму; в результате многие святилища и ступы были разрушены, а священные тексты уничтожены. В 560-ом году в результате политического просчета царя Готфара федеративное государство эфталитов оказалось втянуто в противостояние с Тюркским каганатом, закончившееся поражением в битве при Карши в 565-ом году. После поражения эфталиты утратили контроль над Великим Шелковым Путем, а их государство распалось на несколько более мелких территорий, подчиненных со временем тюрками и иранцами.
После седьмого века в Кашмирском индуизме произошли значительные изменения, кашмирские философы и мыслители внесли весомый вклад в индуистскую религиозную литературу; Васугуптой (875-925 н.э.) были написаны Шивинские Сутры, заложившие основы кашмирского шиваизма; новый взгляд на эту философскую концепцию получил распространение в Центральной и Южной Индии.
В восьмом веке в период правления Муктапида Лалитадитья, императора Кашмира с 724 по 760-ый год из династии Каркота-Нага, произошло усиление Кашмира как локальной державы, был одержан ряд военных побед над индийскими княжествами на юге. В это же время происходила арабская экспансия на восток; осозновая угрозу вторжения из захваченного арабами Синдха, правители соседних с Кашмиром территорий склонились к тому, что бы поддержать его перед лицом общей угрозы. Сфера влияния Кашмирского царства расширилась от границ Персии на западе до Тибета на востоке; в это же время был построен один из крупнейших храмовых комплексов на индийском субконтиненте - Шри Мартанд, сохранившийся до наших дней.
С середины девятого века и до конца десятого столетия на троне Кашмира сменилось несколько династий: Утпала, Шахия из Кабула и Лохара, что привело к политической нестабильности и хаосу в системе управления государством в середине 10-ого века. В середине одинадцатого столетия дважды вторгался султан Махмуд из династии Газневидов, по всей видимости это была первая серьезная попытка исламского завоевания Кашмира. В то время империя Газневидов сформированная Махмудом по персидскому образцу со столицей в Gazni переживала период расцвета. Его попытки овладеть Кашмиром были частью завоевательных походов на территории к востоку от Инда; однако, несумев осадить крепость Lohkot газневиды были вынуждены отступить.
Ключевой фигурой в процессе исламизации Кашмира стал Ринчан (Lhachan Gualbu Rinchana), ладакхский принц восставший против своего дяди, но потерпевший поражение и вынужденный бежать в Кашмир. Он был принят махараджей Сухадевой, тогдашним правителем Кашмира и назначен на должность министра; Шах Мир - военный советник махараджы и мусульманин по вероисповеданию вскоре стал оказывать покровительство и поддержку вновь назначенному министру.
В 1235 году монгольская армия в количестве 70 000 воинов вторглась в Кашмир; Сухадева был разгоромлен и бежал в Тибет.
После ухода монголов трон занял премьер-министр махараджи, Рамачандра. Ринчан получил высокую должность при дворе нового правителя, однако собственные властые амбиции не позволили ему смириться со своим положением; в результате пререворота организованного Ринчаном Рамачандра был убит, а его семья взята под стражу; под именем Ринчан Хазраат Шах беглый ладакский принц стал повелителем Кашмира.
Осознавая шаткость своего положения, Ринчан предпринял значительные усилия для легитимации власти женившись на дочери убитого им Рамачандры и назначив его сына премьер-министром; однако, намерение новообращенного правителя Кашмира перейти в индуизм не нашло поддержки у гуру брахманских пандитов Девасвами из-за совершенного убийства.
Исходя из текущей внешнеполитической ситуации и под влиянием своего приближенного Шаха Мира, Ринчан сделал выбор в пользу ислама; после вступления в новою конфессию он принял имя Саруддин Шаха. Так же, вместе с ним в ислам перешли 10 000 его подданых.
Расцвет исламской культуры в Кашмире неразрывно связан с правлением династии великих Моголов (1580–1750) и уже упоминавшихся её правителей - Акбара Великого, Шаха Джахана и Аурангзеба. В этот период было построено множество мечетей, садов и дворцов. При Аурангзебе (1658 - 1707) из-за проводимой им дискриминационной политики в отношении религиозных меньшинств обострились межконфессиональные противоречия, индуисты подвергались гонениям, многие их храмы были разрушены.
Возникший более тысячи лет назад конфликт цивилизационных моделей сформированных индуизмом, буддизмом и исламом не исчерпал себя и по сей день.
Принадлежность штата Джамму и Кашмир заселенного в подавляющем большинстве мусульманами оспаривается соседним Пакистаном. В летней столице штата - Сринагаре, нередки столкновения между индийской армией и военнизированной полицией (Central Reserve Police Force) с одной стороны и мусульманскими сепаратистами с другой. Помимо межрелигиозной составляющей конфликт носит выраженный этнический характер; коренное население Кашмирской долины принадлежит к тем же национальностям, что и их единоверцы по ту сторону границы в пакистанском Гилгит-Балтистан (дарды, шина); индийские же военные дислоцированные в Кашмире - это преимущественно индуисты набранные из Бенгалии или пенджабские сикхи.