В дальнейшем на территории форта были возведены новые здания в викторианском стиле для колониальной администрации
и в XIX – XX веках он играл роль одного из наиболее значимых центров управления в восточно индийских владениях Британии.
В наши дни в форте по-прежнему размещается гарнизон, а административные здания заняты секретариатами региональных правительственных ведомств:
офисом почтового управления, федерального резервного банка Индии и т.п.;
здесь же рядом и законодательное собрание штата Тамил Наду.
Tamil Nadu Government Building
Музей форта Сент-Джордж расположился в бывшем здании Мадрасского банка 1795 года постройки;
музей настоятельно рекомендуется к осмотру, его экспонаты выставлены в десяти галереях, расположенных на трех этажах.
Fort Museum
При входе посетителей встречает внушительная мраморная статуя лорда Корнуоллиса,
генерал-губернатора Ост-Индской компании и главнокомандующего британскими войсками в Индии в 1738-1805 годах.
Lord Cornwallis statue
Greek-styled pavilion
На первом этаже находятся залы, где выставлено оружие, монеты, медали, униформа
и другие артефакты колониального периода из Англии, Шотландии, Франции и Индии.
На втором этаже, зал служивший местом общественных собраний занимает картинная галерея,
примечательная портретами английских аристократов имевших непосредственное отношение к управлению восточными колониями
(Роберта Клайва, первого британского губернатора Бенгалии и сэра Артура Хэвлока, губернатора Мадраса в 1896-1900 годах),
коронованных особ, занимавших британский престол (Георга III, его супруги королевы Виктории и её внучки - королевы Марии),
а так же махараджей и навабов южноиндийских княжеств.
portrait gallery
Queen Mary portrait
В соседних галереях можно обнаружить оригиналы исторических документов - писем написанных Клайвом и Корнуоллисом,
представляющие собой небезынтересное чтение и в наши дни.
В нескольких сотнях метров к югу от музея обнаруживается англиканская церковь Святой Марии 1680-ого года постройки,
вмещающая в себе захоронения многих выдающихся деятелей колониальной эпохи.
Saint Mary church
Другим значимым музеем в Ченнаи является Правительственный музей;
основанный в 1851 году, он второй старейший в стране после Индийского музея в Калькутте.
Добраться до него проще всего на метро – путь пешком от станции метро L.I.C. (Life Insurance Corporation of India) занимает не более получаса.
Здание Правительственного музея выполнено в характерном колониальном стиле,
а стоящая рядом с ним Национальная Галерея Искусств более всего напоминает мавзолеи периода правления династии Великих Моголов,
хотя построена она сравнительно недавно, в самом начале прошлого века.
National gallery
Первоначально, музей Мадраса именовавшийся Центральным был открыт в колледже форта Сент-Джордж,
в помещении нынешнего офиса директората общественного образования на Колледж-роуд.
В первой половине XIX-ого века колледж был крупным центром по изучению южноиндийских языков, при нем существовала обширная библиотека.
Так как фонды музея постоянно расширялись, в декабре 1854 года он был перенесен в здание под названием Пантеон,
также известное, как Залы собраний, служившие местом встреч для городского высшего общества.
Здание и участок земли под ним неоднократно переходили из рук в руки, пока не были выкуплены городской администрацией.
Созданная на основе собрания книг и рукописей колледжа, публичная библиотека при музее Мадраса открылась в 1853 году,
она была названа по имени лорда Коннемары, губернатора Мадраса, так же занимавшего пост губернатора Бомбея.
Строительство нового здания библиотеки и лекционного зала началось в декабре 1873 года;
сейчас оно называется Старый корпус библиотеки Коннемары; здание имело внушительную башню высотой более шестидесяти метров,
самую высокую в городе на тот момент,
в 1897 году башня была разобрана, поскольку пришла в аварийное состояние.
В разное время в Старом корпусе библиотеки Коннемары хранились книги Мадрасского литературного общества, Мадрасского университета и библиотеки восточных рукописей;
к сожалению, корпус закрыт для посетителей в наши дни, там находится книгохранилище с изданиями и рукописями старше 1930-ого года, которые используются только в справочных целях.
В декабре 1896 года были открыты Парадный корпус, где разместились Антропологические галереи и пристройка именуемая театр, где сейчас находятся кассы музея.
Второй этаж зала археологии и перепланированный главный вход были добавлены в 1939 году,
благодаря этому громоздкие и массивные образцы южноиндийской каменной скульптуры были наконец расставлены в соответствии с эпохой происхождения.
Government museum, Anthropology galleries building
Archeology gallery
В наши дни экспозиция музея насчитывает более пятидесяти галерей: археологии, нумизматики, зоологии, естественной истории, скульптуры, рукописей на пальмовых листьях,
и т.д. Для знакомства с древней историей Индостана наиболее интересными из них будут галереи
скульптуры школы Амаравати (II-III век н.э.), медных, бронзовых и каменных пластин с письменностью на санскрите и тамилском языках периода Паллавов и Чола,
джайнской скульптуры кушанского периода, южноиндийской скульптуры, галерея чолской бронзы,
а так же статуэтки Будды и рельефные изображения сцен джаттак из царства Гандхары, средневековое холодное оружие Виджаянагарской империи из Танджавура,
коллекция доисторических каменных орудий - римских артефактов из знаменитого археологического объекта Арикамеду (близ Пудучерри)
и золотые монеты из кладов пероида правления Раджираджи I и Кулотунги I.
stone carved gates, Hoysala-Kakatiya period (from XI to mid XIV century A.D.)
medieval sculture of Kalinga
Buddha images, Gandhara
copper plates with inscriptions in sanskrit and tamil languages (Chola kingdom, X century A.D.)
Под патронажем музея регулярно проводятся музыкально-хореографические программы,
включающие выступления тамильских коллективов исполняющих классическую южноиндийскую музыку Карнатак
и берущие свое начало в древности театральные танцы Бхарат натьян.
indian classical music - Karnataka
Музыкальная традиция Карнатак развилась из древнеиндуистской музыки и оказалась относительно незатронутой арабским и иранским влияниями,
появившимися в Индии в конце XII-ого - начале XIII-го веков в результате исламских завоеваний.
В отличие от северных стилей, музыка Карнатак в большей степени ориентирована на вокал;
даже когда исполняются сугубо инструментальные произведения, мелодическая линия в некоторой степени имитируют пение,
как правило, модулируя звук в пределах вокального диапазона и используя приемы, характерные для вокала.
Основные ладоритмические построения - раги, и ритмические конструкции - тала,
одинаковы на юге и на севере, они подробно описаны в ведийской литературе (тексты "Самаведа" и "Натьяшастра"),
в то же время, каждая традиция имеет свой собственный репертуар.
Bharatnatyam dance
Бхарата натьям отражает религиозные сюжеты и мотивы ритуальных практик индуизма, его формы и терминология их описывающая восходят к трактату
"Натья-шастра", написанному жрецом-брахманом Бхаратой; первоначально танцы Бхарата натьям исполнялась исключительно храмовыми танцовщицами.
Разумеется, и помимо вышеописанных достопримечательностей в Ченнаи есть немало достойных внимания мест -
например исполненный в неоготическом стиле католический собор Сан-Томе (святого Томаса, перестроен из первоначальной португальской постройки 1523 года),
Армянская церковь (1712 года постройки), англиканский собор Святого Георга (1812 года), построенная португальцами ещё в 1516 году Церковь Пресвятой Богоматери,
посвященный Кришне древнеиндуистский храм Партасарати (основан в VIII-ом столетии, во времена правления династии Паллавов),
шиваистский храм Ведапуришварар (основан в VII-ом столетии, находится в ближайшем пригороде Ченнаи, Тируверкаду), и прочих.
Однако, на фоне разбросанных по территории штата и хорошо сохранившихся до наших дней памятников древнеиндийской цивилизации они выглядят не столь приоритетными для посещения;
ближайшими к Ченнаи культурно-религиозными центрами с высокой концентрацией индуистской архитектуры будут Канчипурам -
город вишнуистских и шиваистских храмов, бывшая столица империй Паллавов и Чола,
и Махабалипурам - главный порт этих же государств, где сохранился большой Прибрежный храм, вырубленные в монолитном скальном массиве святилища "ратхи",
огромные наскальные рельефы с изображениями сцен из древнеиндийского эпоса "Махабхарата" и религиозно-мифологической космологии "Веды" ("Нисхождение Ганги на Землю").
Канчипурам расположен в 74 километрах к юго-западу от Ченнаи и легко достигается посредством междугороднего автобуса,
отправляющегося с терминала Mofussil, рядом со станцией метро CMBT.
В Канчипурам можно съездить на день, вернувшись вечером в Ченнаи, либо сделать его транзитной точкой маршрута, направившись оттуда в Махабалипурам;
при этом необходимо учитывать, что между Канчипурам и Махабалипурам нет прямого автобусного сообщения
и добираться придется на местных автобусах с несколькими пересадками;
состояние дорог в штате за пределами его столицы оставляет желать лучшего,
а автобусы M.T.C. имеют свойство останавливаться во многих населенных пунктах по пути,
поэтому такой переезд может занять весь день.
В городе сохранилось множество индуистских и несколько буддийских храмов бывших свидетелями расцвета династи Паллавов при Нарасимхавармане II (700 - 729 г. н.э.)
- например храм Канчи Кайласанатхар, вишнуистскиий храм Варадхараджа Перумал и посвещённый Шиве храм Ираватанешвара,
а так же построенные во время правления короля Раджи Раджа I (985-1014 н.э.) из династии Чола шиваистский храм Шри Карчапешварар
и посвященный женскому божеству Камакши Деви храм Камакши в Аммане.
Общее число храмов в городе превышает сотню, и хотя ни один из них не может сравниться по масштабам с сооружениями в Махабалипураме, Танджавуре, Кубаконаме или Гангайконда-Чолапураме,
ознакомится с архитектурным наследием столицы империй индийского юга с многотысячелетней историей
и посетить одно из семи наиболее почитаемых в индуизме мест несомненно стоит.
Если основная масса гостей города в Канчипураме - это паломники, последователи различных направлений индуизма,
то в Махабалипурам приезжает гораздо более широкий круг путешественников со всей Индии, иностранцев же среди них совсем немного.>
Автобус, связывающий Махабалипурам и Ченнай делает остановку на шоссе SH49, в полутора километрах от центра, где и находятся древние храмы.
Из Махабалипурам можно уехать в любой крупный город штата,
местные автобусы (M.T.C.) совершающие поездки на небольшие расстояния и отправляющиеся со станции в центре Махабалипурам позволяют сделать это с пересадками,
однако, более комфортным способом перемещения по Тамил Наду будут специальные туровые автобусы, минивэны и экспрессы S.E.T.C.,
билеты на них нужно приобретать заранее, в офисах транспортных агенств.
Хотя Махабалипурам значительно меньше Канчипурама, инфраструктура этого небольшого городка на Коромандельском побережье целиком ориентирована на туристов,
поэтому найти подходящую гостиницу или хостел не составляет труда.
Основным центром притяжения в Махабалипурам является Прибрежный храм, призанный объектом всемирного наследия UNESCO.
Построенный в VII - VIII веках н.э., он заметно отличается от южноиндийских храмов традиционных очертаний благодаря многоярусной пирамидальной конструкции его верха.
Покрытие в виде сужающихся к верху горизонтальных ярусов заканчивающихся куполом напоминает построенный в тот же период
известный храм Канчи Кайласанатхар в старой столице Паллавов, Канчипураме.
Очевидно, оба культовых сооружения выполнены в оригинальном стиле, сформировавшимся на юго-востоке Индостана самостоятельно,
без влияния с севера, где верх храма имел вид вытянутой по горизонтали конусообразной башни украшенной фигурами божеств (т.н. "шикхара").
Mahabalipuram shore temple
Вырубленные в скале пять святилищ "ратх" названы по именам героев и богов - Арджуны, Бхимы, Дхармараджи, Сахадевы и Ганеши;
ратха Арджуны находится менее чем в километре от Прибрежного храма,
там же будут пещерные храмы Панчапандава, Кришнапандава и рельеф "Нисхождение Ганги на Землю".
Panchapandava cave temple
Krishna cave temple
Рельеф "Нисхождение Ганги на Землю" (известен так же, как "Покаяние Арджуны") выполнен на двух скалах, в расщелине между которыми предполагался искуственный водопад;
сюжет изображет космогоническую сцену спускающейся с небес богини Ганги в сопровождении великого царя Бхагиратхи,
за которой наблюдают сверхъестественные сущности: киннары (небесные музыканты, принявшие форму получеловека-полуптицы), апсары (небесные танцовщицы, духи в женском обличье, связанные с водой),
наги (полубожественные существа обычно изображаемые в виде огромных многоголовых змей, обладающие магическими силами и способностью принимать человеческий облик),
а так же многочисленные воплощения основных богов индуистского пантеона - Шивы, Вишну, Брахмы и их женских аспектов - Парвати, Лакшми и Сарасвати.
В центральной части, слева от расщелины помещено изображение Шивы, вооруженного мифологическим оружием пашупата-астра (Шива, передающий это оружие герою Арджуне - один из сюжетов "Араньякапарвы-Махабхараты" и "Киратарджунии").
Помимо богов, их воплощений и прочих обитателей небесных сфер на рельефе присутстуют изображения людей - аскетов, посветивших свою жизнь поклонению Шиве и животных -
персонажей локальных культов, существовавших ещё до возникновения индуизма и позднее интегрированных в него.
"The descent of the Ganges" relief
В полутора сотнях метрах на север от рельефа будет вход в Relaxing Garden - парк,
ставший вместилищем для нескольких значимых пещерных храмов, святилищ и бассейнов для ритуальных омовений созданных в эпоху Паллавов.
Первой на глаза попадается гигантская баллансирующая гранитная скала неправильной сферической формы,
известная как "маслянный шар Кришны" (оригинальное тамильское название - "шар бога неба");
попытки вывести её из равновесия и спустить вниз по склону предпринимались ещё во времена царя Нарасимхавармана, в VII-ом веке,
а позднее - и при британском правлении, уже упоминавшимся губернатором Мадраса Артуром Хэвлоком.
Krishna's butterball
Поднявшись по каменному склону и свернув налево, легко обнаружить тропинку ведущую к высеченному из цельной скалы
трону Дхармараджи и бассейну Драупади; немного к востоку от них будут Вараха-Мандапа
(пещерный храм Вараха), известный своим изображением бога Вишну воплотившегося в форме кабана и недостроенный гопурам Райа,
расположившийся в пределах святилища богини Минакши, одного из воплощений Шакти, супруги Шивы.
Varaha Mandapa
Каноническая сцена изображающая Вишну в образе человеческой фигуры с головой кабана, держащего на руках богиню Земли Притхви (или Бхудеви - санскр.),
попирающего поверженного нага и начинающего новый временной цикл появляется в южноиндийской скульптуре начиная с пятого столетия н.э.
Сюжет был широко распространен по всему индийскому субконтиненту,
один из его наиболее ранних образцов находится в двухуровневом пещерном храме Удаягири, в штате Мадхья-Прадеш;
изображение было создано по заказу Чандрагупты II из династии Гуптов, оно датируется концом III-его - началом IV-ого века н.э.
Позднее, аналогичные изображения начали появляться по всей Южной Азии;
их популярность была обусловлена тем политическим контекстом,
который властители индийских княжеств в него вкладывали,
отождествляя себя с божеством-спасителем Земли, ниспровергающим врагов и усмиряющим хаос.
Varaha - incarnation of Vishnu
Gajalakshmi relief
Недостроенный гопурам Райя выполнен в традиции совершенно отличной от высеченных из цельной скалы храмах эпохи Паллавов и относится к более позднему периоду империи Виджаянагара (1336-1565);
столица империи располагалась в Хампи, штат Карнатака, и именно там сконцентрированно наибольшее число памятников, выполеннных в схожей с гопурамом Райя манере. Сейчас сложно предположить,
как именно могла бы выглядеть эта постройка, если бы строительство было закончено; по всей видимости, стоящий на вершине холма гопурам должен был стать доминантой всего архитектурного ансамбля парка.
Raya gopuram
Помимо вышеописанного, в парке и его окрестностях можно обнаружить ещё целый ряд исторических объектов - например Рамануджа-Мандапа и Махишамардини-Мандапа (находятся в южной его оконечности),
небольшой пещерный храм Шри Дхармараджа примечательный своими наскальными рельефами, храмы Адиивараха и Тирувалавендхай, бассейны для ритуальных омовений и т.п.