В том случае, когда Карачи выступает в качестве начальной точки путешествия, неизбежно возникают вопросы в каком районе города остановиться и что посмотреть.
Недостатка в гостиницах в городе нет, множество отелей и гестхаусов на любой кошелек сконцентрированно в районе Saddar, но найти что-либо дешевле 15 долларов в сутки удастся навряд ли.
В качестве возможного варианта размещения можно порекомендовать: House No. C-44, Block-B, Gulshan-e-Jamal, Rashid Minhas Road, Karachi, tel. 0300-2095273, 0300-9757288, 0303-2067877; адрес представляет собой частное домовладение,
в котором владелец предоставляет комнаты со всеми удобствами в посуточную аренду, что-то вроде homestay, но с той же степенью приватности, что и в гостинице;
цена варируется в зависимости от длительности проживания в пределах 15-20 долларов в сутки.
Своим статусом крупнейшего мегаполиса, главного промышленного, финансового и экономического центра страны, а так же столицы региона Синд, Карачи обязан британцам - бурный рост города начался именно после битвы при Миани и завоевания Ост-Индийской компанией Синда в 1843 году;
до этого в удобной для судоходства бухте находился британский торговый пост, учрежденный с разрешения белужских правителей из династии Талпуров, которые контролировали эти территории и защищали побережье от набегов пиратов.
Поскольку хронология возникновения и развития ныне существующего города по сути отсчитывается со второй четверти XIX столетия, то каких-либо древних построек или руин в Карачи нет, а достопримечательности, как правило связаны с периодом колонизации.
Начать свое знакомство с ними целесообразно с Национального музея Пакистана, который был учрежден в качестве замены Музею Королевы Виктории, основанному для сохранения артефактов из Мохенджо-Даро,
а так же живописи и скульптурных портретов известных людей связанных с историей региона. Особый интерес в его экспозиции представляют галереи посвященные цивилизации долины Инда и культуре Гандхары.
National Museum of Pakistan
В ближайщей пешей доступности от Национального музея Пакистана обнаруживается пара исторических зданий, являющихся своего рода визитной карточкой города: Frere Hall и Quaid-e-Azam House Museum.
Frere Hall (Фрир-Холл) представляет собой классический образец архитектуры викторианской эпохи,
построенное в 1863 - 1865 годах в веницианском стиле здание первоначально предназначалось для размещения городского совета;
в настоящее время Frere Hall используется в качестве библиотеки и выставочного зала.
Frere Hall
Quaid-e-Azam House Museum (Куэйд и Азам) - это дом-музей Мухаммада Али Джинна, основателя пакистанского государства,
здесь он проживал с 1944 года до самой своей смерти в 1948 году, после чего особняк принадлежал его сестре вплоть до 1964 года.
В середине восьмидесятых годов прошлого века пакистанское правительство выкупило здание и учредило музей;
проект Quaid-e-Azam был выполнен британским архитектором в смешанном стиле, за основу был взят классический викторианский стиль к которому были добавлены декоративные элементы могольской архитектуры.
Quaid-e-Azam House Museum
В противоположенной, западной стороне от Национального Музея Пакистана внимание привлекает монументальное здание последней четверти XIX века,
это DJ Science College тесно аффилированное с Университетом Карачи учебное заведение, учрежденное еще в 1887 году.
D. J. Sindh Government Science College
Несколько дальше на запад и ближе к порту находиться ещё одно примечательное строение условно отделяющее Старый город от сравнительно новых, построенных в современном стиле кварталов.
Часовая башня, известная как Merewether Clock Tower была названна так в честь генерала-майора сэра Уильяма Локир Меревезера, занимавшего пост коммисара Синда в 1867-1877 годах.
Построенная на пересечении двух основных дорог пересекавших Карачи в викторианскую эпоху - Muhammad Ali Jinnah Road и I. I. Chundrigar Road, башня выполненна в нео-готическом стиле, отсылающем к архитектурной стилистике английского средневековья XI-XV веков.
Merewether Clock Tower
К северу от Muhammad Ali Jinnah Road находятся преимущественно торговые кварталы, пик деловой активности там приходится на вечерние часы,
а днем, в особенности в Рамадан они производят впечатление обезлюдевших и заброшенных.
Если от Часовой башни возвращаться на восток, в сторону парка Bagh-e-Jinnah и Frere Hall по Chundrigar Road,
то рядом с банком Standart Chartered будет находящееся в аварийном состоянии историческое здание принадлежавшее Indus Bank Limited;
в Старом городе такие здания, многие из которых построены ещё в колониальную эпоху, попадаются часто.
Indus Bank Limited Building
Выбрав же для возвращения Muhammad Ali Jinnah Road, все в том же районе Saddar недалеко от пересечения с Aga Khan III Road можно обнаружить пресвитерианскую церковь святого Андрея (St. Anfrew Church) 1868 года постройки, именуюмую так же шотландской церковью.
Как и все увиденные в Пакистане христианские храмы церковь окружена глухим бетонным забором с колючей проволокой поверху и пройти непосредственно к зданию не представлялось возможным.
По всей вероятности, таким образом местные власти превентивно пытаются избежать любых инцидентов связанных с межконфессиональной напряженностью в пакистанском обществе и агрессивными действиями исламских фундаменталистов.
St.Andrew church
В нескольких сотнях метрах от церкви святого Андрея находится Рынок Императрицы (Empress Market), названный так в честь Королевы Виктории.
Рынок появился на месте казни участников одного из восстаний против британского колониального правления, которое произошло в 1856 году; сикхи, служившие наемниками в британской армии (сипаи) были расстреляны из пушек.
Дабы стереть память о произошедшей расправе и предотвратить превращение места казни в объект поклонения для анти-британски настроенного населения,
было принято решение построить здесь здание рынка с торговыми галереями вмещавшими более ста пятидесяти магазинов и лавок.
С самого момента открытия в 1884 году Empress Market стал эпицентром всей коммерческой активности в районе Saddar и в городе.
Empress Market
В километре к востоку от рынка расположен, пожалуй, самый известный римско-католический собор Карачи - собор Святого Патрика.
Его строительство велось в 80-ых годах XIX века преимущественно за счет средств Чарльза Нейпира, губернатора Синда в 1843-1847 годах, а так же на частные пожертвования.
К тому времени община города значительно увеличилась и принадлежавшая кармелитской миссии старая церковь 1845 года постройки перестала вмещать всех прихожан.
Внутреннее убранство собора значительно превосходит богатством отделки и обилием деталей стогие архитектурные формы здания,
особенно выделяются многочисленные витражи, сделанные в Мюнхене известными немецкими мастерами того времени, изображающие сцены из Старого завета, Евангелий и жизни Христа.
В 1998 году в соборе случился террористический акт - после завершения мессы, когда большая часть прихожан уже покинула холл произошел взрыв, жертв не было, но зданию был нанесен ущерб.
Собор является действующим и в настоящее время, но как можно попасть внутрь самого здания осталось невыясненным.
Наиболее часто ассоциирующейся с Карачи достопримечательностью и символом города является мавзолей Мухаммада Али Джинна,
уже упоминавшегося основателя пакистанской государственности и влиятельного политика, принявшего самое деятельное участие в разделе Британской Индии.
Мавзолей был построен в 60-ых годах прошлого века и впечатлить может разве что размерами и количеством людей, ежедневно его посещающих;
любопытно понаблюдать за сменой почетного караула, в целом же атмосфера этого места скорее подчеркивает насколько чувствительной темой для пакистанцев остаются вопросы связанные с их
национальной самоидентичностью и относительно недавно обретенным государственным суверенитетом.
Покинуть Карачи для дальнейшего исследования провинции Синд можно посредством поезда, автобуса, микроавтобуса либо специально нанятого джипа -
последний вариант актуален в том случае, если следующим пунктом маршрута выбран форт Раникот.
Самостоятельно добраться до Раникот из Карачи может быть нетривиальной задачей, особенно летом,
так как форт фактически находится в пустыне, днем там температура может подниматься выше +40С, а от наиболее часто посещаемых ворот форта до ближайшего населенного пункта более 20 километров.
Пакистанские туристы для такого рода выезда обычно заказывают тур, в программу которого включно транспортирование нанимаемым совместно джипом из Карачи до места, а так же ночевка в палатках у стен крепости;
ориентировочная продолжительность тура 2-3 дня, в зависимости от пожеланий клиентов. Заказывать тур нужно предварительно, лучше за пару недель связавшись с местным тур.агентством и забронировав определенные даты.
Подробнее, адреса контор оказывающих такие услуги могут подсказать в офисе Sindh Tourism Government Corporation,
с ними можно списаться заранее: Stdctourism@yahoo.com, позвонить: 021- 99206081, 021-9920637, либо заехать лично и расспросить.
Так же, из Карачи можно сразу направиться в Ларкана минуя Раникот. Ларкана однако, обязательная остановка на маршруте,
так как без посещения Мохенджо Даро сложно считать знакомство с достопримечательностями Синда состоявшимся.
Автобусы до Ларкана отправляются с терминалов Faisal Movers и Daewoo, и тот и другой находятся довольно далеко от района Saddar;
так же, туда ходят поезда (станция Larkana Junction) - но в настоящее время власти Пакистана не рассматривают железную дорогу как перспективный вид транспорта,
общая длинна маршрутов сокращается и никакого обновления инфраструктуры не происходит. В связи с этим, передвижение по стране поездом трудно считать комфортным,
кроме того, вся информация касающаяся ж/д перевозок доступна только на урду и не дублируется на английском, что совершенно не облегчает её использование для иностранцев.
Karachi train station
Всю дорогу до Ларкана по сторонам шоссе тянуться однообразные пустынные ландшафты, столь типичные для Синда.
Sindh landscapes
По прибытии, как и упоминалось выше, иностранные путешественники попадают на территорию cantonment area,
что помимо прочего существенным образом ограничивает количество отелей в которых они могут останавливаться;
большинство мест не располагает лицензией позволяющей размещать иностранцев - и это разумеется, влияет на бюджет поездки,
так как те несколько доступных для иностранцев отелей в несколько раз дороже аналогичных, предназначенных для пакистанских граждан.
Таким образом, посещение Ларкана в режиме бэкпекера навряд ли возможно, затраты по основным статьям расходов в любом случае будут выше в разы, чем для местных жителей.
В качестве примера, разрешенный и рекомендованный STDC (Sindh Tourism Development Corporation) для проживания иностранных граждан отель: Sambara Inn
(Raza Shah Kabeer Road (VIP Road), Larkana, SD 77150, Pakistan).
Hotel Sambara Inn
Археологический сайт и музей Мохенджо Даро расположены в тридцати километрах от города, добираются туда обычно на рикше. Для осмотра сайта администрация музея настойчиво предлагает сопровождающего гида,
по большей части совершенно бесполезного и необязательного. Начинают, как правило с музея; следует иметь ввиду, что все артефакты там выставленные являются копиями, цивилизация Мохенджо Даро,
равно как и существовавшая параллельно с ней цивилизация Хараппы относится к древнейшим в истории человечества и насчитывает 4500 - 4700 лет,
очень немногие предметы могли сохраниться за такой огромный промежуток времени; оригиналы, найденные в ходе раскопок ведущихся с 20-ых годов прошлого века хранятся в Национальном музее Пакистана в Карачи,
Лахорском музее, Национальном музее в Нью Дели (Индия) и в некоторых других.
Mohenjo Daro museum exhibition
Территория, занимаемая извлеченной из под наносных слоев почвы части того поселения, которое как считают исследователи было первым городом в истории человечества, в несколько раз меньше его ещё не раскопанной части.
Основная причина по которой археологические изыскания в свое время были приостановлены - это стремительное разрушение древних построек из-за воздействия климата и из-за изменившегося, благодаря влиянию антропогенного фактора, состава атмосферы.
Возвышающаяся структура, привлекающая внимание сразу при входе на территорию сайта, есть не что иное как буддийская ступа построенная более чем двумя тысячелетиями спустя после того, как древнейший город был покинут жителями и заброшен.
Ступа возведена в I - IV веках н.э. в период Кушанского царства, у самого её основания и несколько в стороне от каменной лестницы сохранившейся от древнейшей постройки, находились нишы
в которых были установленны статуи Будды, предположительно раскрашенные и позолоченные.
Buddhist stupa
В нескольких сотнях метров от ступы находится, пожалуй, наиболее известное сооружение всего комплекса, а именно бассейн для ритуальных омовений.
Бассейн датируется III-им тысячелетием до н.э., водонепроницаемость его дна и стенок достигалась за счет высокой точности подгонки блоков, которыми они облицованы,
так же предположительно швы герметизировались при помощи смолы.
По всей видимости бассейн заполнялся вручную из расположенного в непосредственной близости от него овального колодца; по крайней мере, никаких следов систем водоснабжения или сливов в бассейн обнаружено не было.
На дне находилось отверстие, через которое осуществлялся спуск воды; все сооружение было окружено колоннами на постаментах, вглубь бассейна с юга и севера вели широкие лестницы, а главный вход предположительно был с южной стороны.
Great bath
С восточной стороны находились несколько просторных комнат и уже упомянутый овальный колодец;
бассейн по всей видимости является наиболее древним из известных в настоящее время такого рода сооружений;
какие-либо аналоги относящиеся к тому же периоду, в существовавших параллельно с цивилизацией долины Инда шумерско-аккадской и древне-египетской цивилизациях, не известны.
Через дорогу от бассейна находится здание, названное исследователями "школой жрецов"; как и большинство строений в Мохенджо Даро его первый этаж не имел окон,
зато предусматривал выход на плоскую крышу по лестницам из каждой комнаты; по мнению исследователей, зачительная часть социальной жизни обитателей города происходила на крышах, внутрь жилища спускались только для приготовления пищи и сна.
В Мохенджо Даро сразу обращает на себя внимание упорядоченность всего комплекса, четкое разделение на кварталы, геометрически правильная сетка улиц и продуманная система барьеров и облицованных кипичом насыпей,
защищавших город от разливов Инда.
Разумеется, за прошедшие тысячелетия русло Инда изменилось и теперь от руин древнейшего поселения до берега реки не менее полукилометра.
Mohenjo Daro streets and edifices
Как правило, посетители комплекса обходят кварталы находящиеся в непосредственной близости от музея, в то время, как неподалеку находятся ещё несколько мест, где проходили раскопки;
всю площадь, занимаемую древнейшим городом можно оценить только примерно, так как большая его часть продолжает оставаться под слоями аллювиальных почв, сформированных ежегодными разливами Инда.
Застройка в различных кварталах города неоднородна, т.е. в то время как в центре преобладали сооружения общественного и очевидно религиозного назначения, кварталы по окраинам были застроены одно-двух этажными жилищами,
отличавшимися как по площади, так очевидно, и по степени комфорта для обитателей, что свидетельствует о социальном расслоении горожан.
remote quarters of Mohenjo Daro
Причины, по которым Мохенджо Даро был оставлен жителями и пришел в запустение ясны не вполне. Предполагают, что это были усилившиеся разливы реки из-за изменения геоморфологии её поймы вследствии землетрясений;
или напротив - засуха, предположительно вызванная локальным изменением климата из-за повышения среднегодовых температур в 2200-ых годах до н.э.
Рассматривалась версия и о вторжениии захватчиков, т.к. взаимоотношения между Мохенджо Дара и Хараппой до сих пор остаются предметом дискуссий историков и археологов; вместе с тем,
никаких следов пожаров или разрушений, типичных для военных действий того времени найдено не было, равно как и предметов, конструктивно напоминающих оружие.
Следует добавить, что на территории Синда находится ещё целый ряд археологических сайтов относящихся к тому же периоду, что Мохенджо Даро и Хараппа,
а так же к предшествовавшим появлению этих цивилизационных центров периодам; они известны в значительно меньшей степени, преимущественно в среде специалистов.
Это в первую очередь Кот-Диджи (Kot Diji), Чанху-Даро (Chanhu-Daro), Лакан-Джо-Даро (Lakhan-jo-Daro) и Амри-Нал (Amri-Nal);
помимо этого, ряд объектов расположен в других провинциях и федеральных территориях Пакистана;
всего же к цивилизации долины Инда относят более 1200 археологических объектов -
поселений, стоянок, курганов и руин городов, рассредоточенных на территории Пакистана и Индии, причем большая их часть сконцентрированна в индийских штатах Харьяна, Гуджарат и Уттар-Прадеш.
Кот-Диджи находится на противоположенном от Мохенджо Даро берегу Инда, в двадцати километрах к югу от небольшого городка Хайрпур (Khairpur).
До Хайрпура можно доехать на поезде или автобусе из Карачи, и затем нанять такси для поездки до Кот-Диджи;
ещё одна возможность добраться до этого сайта - совместить его посещение с осмотром Мохенджо Даро, наняв машину в Ларкана на один полный день.
Общая площадь поселения составляла порядка 2,6 гектара, в центре находилась прямоугольная цитадель с бастионами размером приблизительно 150 на 110 метров,
за её периметром обнаружены фрагменты стен и фундаменты многочисленных жилищ, построенных из высушенных на солнце глиняных кирпичей.
Первые культурные слои датируются 2600 годом до н.э., в них ещё не встречается изделий из бронзы, найденные инструменты и наконечники стрел изготавливались из кремня;
бронза появляется в более поздних слоях, что как считают исследователи, связанно с влиянием Хараппы.
Обнаруженные в позднейших слоях изделия из бронзы являлялись украшениями, широкое же использование бронзовых инструментов вошло в практику у жителей поселения только несколькими столетиями позднее.
Несмотря на это, среди находок часто попадаются изделия из стеатита, расписанная узорами керамика изготовленная с применением гончарного круга, вырезанные из камня печати с изображениями животных и элементами протописьменности.
В практическом плане, при планировании поездки в Кот-Диджи следует понимать, что значительная часть сайта остается нераскопанной
(исследовательская работа периодически возобновляется по иннициативе итальянских археологов, которые в свое время внесли значительный вклад в изучение культуры Кот-Диджи),
кроме фундаментов жилищ, фрагментов мостовой и холма, скрывающего стены цитадели
ничего увидеть своими глазами не удастся. Более того, основная причина по которой туристы приезжают в Кот-Диджи - это хорошо сохранившийся форт XVIII-ого века, возведенный во времена правления династии Талпуров;
раскопки же древнейшего поселения относящегося к цивилизации долины Инда находятся в непосредственной близости от его стен.
И с прочими упомянутыми выше древнейшими историческими достопримечательностями аналогичная ситуация - дорога к ним может быть совсем не очевидна, транспорт нужно организовывать самостоятельно,
а сам сайт может находиться в запустении и выглядеть не впечатляюще, несмотря на культурно-историческую значимость.
Из Ларкана технически несложно добраться до Мултана, либо, если статус последнего как cantonment area представляет досадное препятствие для самостоятельного туризма, до Лахора.
Лахор является вторым по величине городом страны, крупным финансовым и коммерческим центром, где помимо прочего сохранилось множество зданий колониального периода
и архитектурных памятников эпохи правления династии Великих Моголов, некоторые из которых внесены в список всемирного наследия UNESCO.
Как правило, самостоятельные путешественники предпочитают селиться в Старом городе, в окрестностях площади Faisal Chowk
и пересекающей весь центр города улицы Shah Faizal Chowk Mall, часто называемой просто - mall road.
Во времена Британского Раджа Faisal Chowk именовалась Charing Cross
и по периметру была застроена множеством зданий в стиле т.н. "колониальной готики", многие из них сохранилсь до наших дней.
General Post Office
High Court building
Cathedral Church of the Resurrection
Sacred Heart Cathedral
Shaahdin Manzil historical building
Charing Cross monument
В силу того, что cantonment area в Лахоре представляет собой отдельный район, иностранцы могут перемещаться по городу свободно без ограничений и селиться в любой подходящий для них отель или гестхаус;
в Старом городе есть несколько недорогих и известных в среде бэкпекеров мест, например Lahore Backpackers на mall road в районе площади Regal Chowke.
Гестхаус хорош в основном своим расположением, множество исторических зданий колониальной эпохи будет поблизости, равно как и Lahore Museum; последний неизбегаем,
так как это самый крупный по объему музейных фондов и площади экспозиции музей Пакистана.
Лахорский Музей соседствует со зданием старого рынка Tolliton Market, построенным в 1864 году для размещения Пенджабской Промышленной Выставки; в этом здании музей первоначально и располагался.
В 1890 году старшим сыном принца Уэльского Эдуарда, герцогом Кларенс и Эвондейл Альбертом Виктором был заложен первый камень нового здания,
четырьмя годами позднее оно было закончено и музейная экспозиция переехала, фонды же ещё долгое время продолжали храниться в Tolliton Market.
Проектированием здания, выполненного в характерном индо-сарацинском стиле, занимался известный инженер и архитектор сэр Ганга Рам, впоследствии называемый "отцом современного Лахора".
Old Tollinton market
Lahore Museum
По сути дела, экспозиция музея столь обширна и насыщенна редкими артефактами, что заслуживает отдельной статьи.
Особое внимание рекомендуется обратить на галерею Гандхара,
которая располагает богатой коллекцией скульптуры и барельефов, сочетающих в себе влияние позднего эллинизма и западно-индийской художественной традиции;
многие барельефы иллюстрируют джаттаки - притчи, в которых описываются события происходившие с Буддой в его предыдущих инкарнациях.
Экспонаты относятся преимущественно к Кушанскому периоду с I века до н.э. по IV век н.э.;
стоит заметить, что собрание аналогичной тематики в коллекции Индийского музея Калькутты выглядит значительно скромнее.
Gandhara sculpture - Boddhisattva head; Mahamaya`s dream about white elephant
В галерее живописной миниатюры выставлены многочисленные образцы представляющие школу Пахари, в частности её направления Кангра XVII-XVIII веков;
так же, интерес представляет галерея современной живописи, где можно увидеть самобытные полотна пакистанских мастеров Бенгальской школы относящиеся к первой половине XX-ого века,
а так же собрание портретов известных государственных деятелей и политиков прошлого века работы Исмаила Гульджи, известнейшего пакистанского художника-абстракциониста и каллиграфа.
Неизменно внимание посетителей привлекает коллекция холодного и огнестрельного оружия, включающая различные образцы европейского и местного производства и охватывающая,
как позднее индийское средневековье, так и колониальную эпоху, вплоть до второй половины XX-ого века.
Помимо музея, обязателен к посещению и Форт Лахора, представляющий собой значительную по площади территорию на которой сконцентрированно более двух десятков исторических объектов
- фортификационных сооружений, мечетей, минаретов, дворцовых павильонов, сикских храмов (гурдваров) и т.п., относящихся по большей части к эпохе Великих Моголов.
Описание форта будет уместно начать с того, что фортификационные сооружения на месте его нынешнего расположения существовали ещё в глубокой древности.
В индуистской мифологической традиции основание города Лахора и его крепости приписывается сыну Рамачандры, индийского махараджи и эпического героя Рамаяны.
Такого рода сведения, аппелирующие к индуистской мифологии пока что не нашли своего подтверждения у исследователей, однако в ходе археологических раскопок проведенных в 1959 году были обнаружены руины фортификационных сооружений доисламского периода,
а также золотая монета относящаяся к периоду правления эмира Махмуда Газневи (971-1030 годы), тюркского правителя из династии Газневидов.
Впервые Лахор был захвачен эмиром после поражения лахорского раджы Джайпала в 1001 году в битве под Пешаваром,
однако присутствие тюрок в западной Индии тогда носило характер набегов, окончательно Лахор вошел в состав государства Газневидов только к 1026 году.
Дальнейшее упоминание форта относится к 1186 году, когда он был осажден султаном Муизз ад-Дин Мухаммадом Гори, позднее присоединившим Синд и Лахор к империи Гуридов.
В 1241 году форт был полностью разрушен монголами, а затем восстанавливался Гияс-уд-дин Балбаном, султаном Дели.
После опустошительного нашествия армии Амира Тимура в 1398 году форт снова был разрушен;
последующее восстановление проходило при Мубараке Шахе из династии Сайедов, правившим Делийским султанатом.
В 1432 году по распоряжению шейха Али из Кабула был проведен повторный ремонт форта.
В 1556 году император Акбар фактически заново возвел стены и бастионы форта из обожженого красного кирпича на старом фундаменте, а так же расширил его территорию в сторону реки Рави, которая протекала вдоль северной стены.
Lahore Fort - general view
В эпоху династии Великих Моголов форт являлся частью городских укреплений и располагался к северу от обнесенного крепостными стенами центра города;
после того, как в результате второй англо-сикхской войны Пенджаб полностью перешёл под контроль британцев, внешние стены Лахора были срыты.
В наши дни для того, что бы попасть на территорию форта нужно пройти через парк Икбал,
где в честь подписания Всеиндийской мусульманской лигой резолюции о создании государства Пакистан установлен минарет Минар-э-Пакистан.
Пройдя через парк посетители оказываются перед проходом, с правой стороны которого находится гурдвара XVIII-ого века в которой захоронен махараджа сикхов Ранджит Сингх, с ней соседствует гурдвара Дера Сахиб, отмечающая место захоронения 5-ого гуру сикхизма, Арджана Дева.
Строительство храмов было закончено в 1848 году, за год до падения созданного сикхами государства Халистан в результате поражения от британцев.
Внутрь храмов зайти можно не всегда, во время некоторых религиозных праздников туда могут попасть только члены общины сикхов;
так же, на входе можно увидеть плакаты с призывами восстановить государство Халистан и напоминанием о геноциде сикхов,
произошедшем после убийства Индиры Ганди в ноябре 1984 года.
gurdvara Samadhi of Ranjit Singh
После гурдвары, дорога в окружении крепостных стен поворачивает налево; там будет билетный контроль, миновав который она выводит к воротам Шах-Бурдж, построенных Шахом Джаханом в 1631-1632 годах.
Ворота служили частным входом в крепость для правителей династии Великих Моголов, используемым исключительно королевской семьёй и были обильно украшены мозаичным украшением в иранском стиле,
включающем в себя различные геометрические и цветочные узоры, а так же сцены развлечений императоров династии Великих Моголов, такими как бои слонов, верблюдов, быков и игрой в поло.
Shah Burj Gate
От ворот Шах-Бурдж (Shah Burj Gate) через коридор крепостных стен далее дорога ведет мимо здания императорской кухни; со времен правления Шаха Джахана его назначение неоднократно изменялось, а само здание перестраивалось.
После захвата форта сикхами в нем был устроен продовольственный склад, а его часть была переоборудованна под конюшни. При британцах был проведен водопровод, канализация и электричество, а само здание перестроено в тюрьму.
Открытые веранды на втором этаже были заложены кирпичем, там располагались кабинеты колониальной полиции;
после объявления независимости Пакистана сильно обветшавшее здание перешло департаменту полиции Лахора, а в 1980-ых годах было передано департаменту археологии;
восстановление и приведение здания к первоначальному, аутентичному виду началось только в 2015 году,
когда по итогам проведённых исследовательских работ была сформирована техническая документация и составлен детальный план;
в ходе реставрации были убраны надстройки и расчищены оригинальные фрески на стенах.
passage to Alamgiri gate, Royal kitchen building is from the left side
Ворота Аламгири (Alamgiri Gate) ведущие к мечети Бадшахи находятся по соседству с императорской кухней; миновав проход к воротам, свернув налево и обогнув знаменитую Жемчужную Мечеть (Moti Masjid), выполнявшую роль государственной сокровищницы в империи сикхов,
посетители попадают в окруженный павильонами внутренний двор Джаханира (Jahangir Quadrangle), строительство которого фактически было начато еще в середине XVI-ого века, при императоре Акбаре, отце Джахангира.
Павильоны выполнены из красноватого песчанника, что выделяет их среди прочих строений форта; так же обращают на себя внимание основания колонн, вырезанные из камня в форме животных.
Зал частных аудиенций Деван-и-Хас (Diwan-i-Khas) соседствует с двором Джаханира; в этом повильоне проходили официальные церемонии, принимались послы и обсуждались государственные дела.
Diwan-i-Khas
Даулат-и-Хас-о-Аам (Daulat Khan-e-Khas-o-Aam), Зал публичных и частных аудиенций имел аналогичное назначение, с обширного балкона на втором этаже открывался вид на внутренний двор Джахангира, здесь же располагались и личные покои императора Акбара.
Khan-e-Khas-o-Aam
Основной павильон для публичных аудиенций Деван-и-Аам (Divan-e-Am) или зал сорока колонн был построен по распоряжению Шаха Джахана, сына Джахангира в 1631-1633 годах; позднее, павильон сильно пострадал во время междоусобных сикских войн, но был восстановлен британцами.
В эпоху правления Великих Моголов оригинальный вид павильону придавали ковры, которыми был застлан пол и балдахины, закрывавшие проемы в арках; все эти элементы интерьера позднее были убраны, а пол заменен на деревянный.
Divan-e-Am
Разумеется, упомянутые выше павильоны представляют интерес как свидетели многовековой истории форта Лахора, но истинной доминантой в многообразии всего архитектурного ансамбля является мечеть 17-века Бадшахи (Badshahi Mosque);
находится она к западу от павильонов, сразу за воротами Аламгири. Парадоксальным образом, попасть во внутренний двор мечети возможно далеко не всегда, т.к. она является действующей.
В Рамадан и другие значительные для правоверных праздники мечеть может быть полностью закрыта для посещения туристами и доступна только для верующих, в обычные же дни лучше приходить утром, до полудня.
Badshahi Mosque
Относительно прочих построек форта мечеть стала позднейшим дополнением, пристроенным во времена долгого царствования сына Шаха Джахана, Аурангзеба. Изначально, она предназначалась для хранения исламских реликвий - таких как прядь волос пророка Мухаммеда, его тюрбана и обуви;
уже в те времена мечеть была объектом паломничества правоверных со всего исламского мира. Это одна из немногих построек той эпохи, стилистическое решение которой отсылает к мечети Jama Masjid в Дели, построенной Шахом Джаханом;
при проектировании было решено отказаться от канонического для могольской традиции решения с южными и северными воротами по стронам квадратного плана мечети, вместо этого были построены восточные ворота Аламгири, соединившие её с фортом,
а уровень двора, фундамента молельного зала и минаретов искуственно поднят на шесть метров относительно соседствующего с мечетью сада Хазури Баг, во избежании затопления при наводнениях.
После падения империи Великих Моголов, захвативший Лахор в 1799 году махараджа сикхов Ранджит Сингх использовал обширный внутренний двор мечети в качестве конюшни, а в помещених по периметру разместил казармы.
Сорока годами позже мечеть пострадала от землетрясения; во время гражданской войны сикхов, сын Ранджита Сингха, Шер Сингх приказал установить орудия на полуразрушенных минаретах для обстрела форта.
При британцах мечеть продолжала использоваться для размещения гранизона, в 1852 году ими была учреждена комиссия по восстановлению, предполагалась дальнейшая передача Бадшахи мусульманам.
Фактически же, это произошло только в 30-ых годах XX века, тогда же был и инициирован новый этап восстановительных работ в результате которого мечеть обрела нынешний вид.
Как несложно предположить, и помимо форта в Лахоре сохранилось немало исторических памятников относящихся к позднему индийскому средневековью: летний павильон Камрана Мирзы (Baradari of Kamran Mirza) на реке Рави,
гробница Кутб ад-дин Айбака (Qutb-ud-Din Aibak`s tomb) возле базара Анаркали, многочисленные ворота оставшиеся от срытых британцами стен города - Yakki Gate, Mochi Gate, Lohari Gate, Mori Gate, Bhati Gate, мечеть первой половины 17-ого столетия Вазир Хан (Masjid Wazir Khan) и многое другое.
С Исламабадом, а точнее с его ближайшим пригородом Равалпинди, Лахор соединен железнодорожным и автобусным сообщением; поезд идёт немногим более четырех часов (линия Карачи - Пешавар, Rawal Express train) и автобус примерно столько же.
Несмотря на то, что Равалпинди находится на территории провинции Пенджаб, а Исламабад является независимой административной единицей федерального подчинения, никакой видимой границы между ними не существует.
Селится, все же, дешевле в Равалпинди, множество недорогих отелей обнаруживается в окрестностях Peshawar Market; место довольно шумное, но вся необходимая самостоятельному путешественнику инфраструктура находится поблизости.
В качестве возможного варианта: Lal 4 Star guesthouse, House 60, st.55, Peshawar Mor, G-9/4, Islamabad, tel.051-2325178., ближайшая к рынку станция метро - Kashmir Gate.
Всего через несколько остановок, на конечной станции Saddar по той же ветке будет сосредоточие междугородних автобусных терминалов принадлежащих разным перевозчикам - оттуда можно доехать в любой крупный город страны.
Peshawar Market
Исламабад и прелегающий к нему Равалпинди могут представлять интерес либо в качестве начальной/конечной точки маршрута, либо в качестве транзитного пункта для посещения других провинций, либо для организации треккинга в Гилгит-Балтистан.
Тема организации треккинга в горах Гилгит-Балтистана подробно раскрыта в отчете ;
однако, по состоянию на 2021 год, к нему следует сделать ряд дополнений.
Посещение Tourist Information Centre по сути дела в настоящее время совершенно бессмысленно, там самостоятельным путешественникам пытающимся организовать выход в горы ничем помочь не смогут.
Вместо этого, целесообразно будет заранее списаться с туристическими компаниями, хорошо зарекомендовавшими себя в последние несколько сезонов и имеющими положительные отзывы от треккеров;
услуги этих компаний понадобятся тем, кто собирается на треки проходящие в зонах закрытых для свободного посещения, например:
- провинция Хайбер-Пахтунхва, административный округ Читрал - долина Turikho и верхняя часть долины реки Yarkhun
- регион Гилгит-Балтистан, административный округ Хунза - долина Chapursan
- регион Гилгит-Балтистан - трек Askoli - Concordia, трек в базовый лагерь Masherbrum, трек в долину Gondogoro и трек в базовый лагерь K-7.
Трек в базовый лагерь К2 начинающийся в Skardu проходит в непосредственной близости от китайской границы - так же, в зоне закрытой для посещения без специального разрешения.
Оформление разрешений для посещения закрытых зон возможно только через ту пакистанскую туристическую компанию, которая и будет заниматься организацией трека.
Вместе с тем, для прохождения многих других треков в Гилгит-Балтистан никаких разрешений не нужно, а наличие гида не обязательно, поскольку они проходят в зонах открытых для посещения,
например, в таких как:
- провинция Хайбер-Пахтунхва, административный округ Читрал - треки в долине Kalash, Национальном парке Chitral Gol, треке в Shishi Gol и Golen Gol, долине Lutkhu, долинах Laspur и Bashkar Gol;
тем не менее, для прохождения вышеперечисленных треков необходимо разрешение из офиса DCO (Deputy Commissioner Office) административного округа Читрал.
- регион Гилгит-Балтистан, район Гизер - трек в верхнюю часть долины реки Гизер, трек из долины Yasin в долину Yarkhun и из долины Yasin в долину Ishkoman
- регион Гилгит-Балтистан, район Гилгит - треки в долины Bagroth и Haramosh, a так же треки в долины Naltar и Pakora
- регион Гилгит-Балтистан, район Диамир - трек к Nanga Prabat
- регион Гилгит-Балтистан, район Хунза - треки в Nagar, в окрестностях Хунза и Gojal
- регион Гилгит-Балтистан, треки в долине Basha, долинах Tormic и Stak, горах и равнинах Deosai,
траверс Biaffo Hispar, треки к перевалам Thalle La и Tusserpo La, а так же треки к леднику Aling и базовому лагерю K-6.