История цитадели значительно интереснее того, что посетивший её турист может увидеть внутри в настоящее время.
Основное отличие этого сооружения от аналогичных в Каире, Алеппо или Дамаске состоит в том, что оно не проектировалось изначально, как собственно крепость.
Формирующие замкнутую структуру в форме эллипса стены на вершине холма представляют собой сравнительно поздние постройки второй половины XIX-ого века, выходящие фасадами в сторону его крутого склона.
В 2008-ом году с началом проведения обширной реконструкции при участии UNESCO и созданной властями автономии комиссии по возрождению цитадели (HCECR), все жители были отселены;
после окончания работ предполагается возвращение в свои дома около пятидесяти семей.
abandoned house in Erbil Citadel
Grand Mosque minaret reconstruction
Систематические археологические раскопки в цитадели проводятся с 2013-ого года; современным археологам ещё только предстоит обнаружить в этой стратегически важной локации свидетельства присутствия
последовательно сменявших друг друга цивилизаций и великих царств древности: Шумерско-Аккадской, Ассирийской, Вавилонской, персидской империи Ахеменидов,
греческих государств-полисов и созданной Александром Великим грандиозной империи простиравшейся от западной оконечности Балканского полуострова до самой Северной Индии,
возникшего на её руинах Парфянского царства, Римской империи, государств управлявшихся династией Сасанидов, Арабского Халифата, империи Амира Тимура и наследовавших ей тимуридских государств, Монгольской Орды, Византии и Османской империи.
Все эти ушедшие в прошлое цивилизации, империи и государства использовали укрепленную возвышенность для контроля торговых путей соединявших Средиземноморье и юго-восточные районы Междуречья.
Попасть в цитадель можно с южного входа; по идее комиссии по возрождению цитадели, внутри должны функционировать несколько музеев, но в реальности открыт для посетителей только музей Курдского текстиля;
ничто не мешает заглянуть и в Erbil Citadel Information Center возле северного входа, но скорее всего он будет закрыт. На территории пустующего исторического поселения находится действующая мечеть (Grand Mosque),
часть оставленных жителями полуразрушенных домов так же доступна для осмотра.
Kurdish Textile Ethnographic Museum
Erbil Citadel Information Center
В теории, на территории цитадели находится несколько древних захоронений, но на практике отыскать их будет непросто, т. к. некоторые кварталы поселения перекрыты заграждениями и недоступны для посещения.
closed for visitors citadel quarter
С обзорной площадки на возвышенности возле южного входа открывается вид на площадь с фонтанами и мечетью с восточной стороны и Quayseri Market с западной.
square with fountains in front of southern entrance to the citadel
Для тех, кто нечасто бывает на Ближнем Востоке крытый базар (Quayseri Market) может представлять самостоятельный интерес.
В торговых рядах помимо бесчисленных лавок со всевозможными видами товаров (ковры, традиционная курдская одежда, ювелирные украшения, разнообразные сорта кофе, чая и специй), найдется и несколько заведений с ближневосточной кухней,
которые могут оказаться весьма полезны для проголодавшегося путешественника;
цены там вполне лояльные; помимо повсеместно распространенного кебаба, пресных лепешек и запеченных на открытом огне томатов и перца может найтись и что нибудь более съедобное.
Quayseri Market
souvenir shop near the walls of Erbil citadel
Если двигаться от цитадели на юг, по Kirkuk road, то ходу движения можно обнаружить концентрацию магазинов торгующих военным снаряжением, униформой и амуницией,
по большей части местного производства и весьма посредственного качества, хотя попадаются и бывшие в использовании западные образцы.
military equipment store
Продолжая движение в том же направлении, на углу Rashid A. Qadir street обнаруживается Bank of Baghdad и один из редко встречающихся в Эрбиле банкоматов,
способных обслуживать карты эмитированные зарубежным банком; он выдает наличные как в местной валюте, так и в долларах.
Впрочем, посещая Курдистан расчитывать на банковские карточки не стоит, т.к. банковская система страны еще недостаточно развита и результат даже простейших операций с картами в банкоматах как местных,
так зарубежных банков осуществляющих свою деятельность в Курдистане более напоминает лотерею. Банкомат может отвергнуть карту любой платежной системы по необъяснимой причине,
списать с карты сумму - но не выдать наличные, либо выдать, но совершенно в несоответствующем запрашивавшемся количестве; отказаться выдавать доллары, либо напротив - иракские динары, или же просто "проглотить" и не вернуть карту после использования.
Таким образом, необходимость некоторого запаса наличных долларов / евро по-прежнему остается актульной для всех посещающих страну туристов, на местную валюту они меняются повсеместно в районе все того же Quayseri Market.
Далее, с левой стороны по ходу движения по Kirkuk road будет археологический музей (Erbil Civilization Museum), который к сожалению часто бывает закрыт; помимо него, аналогичные музеи есть в Дахук и Сулемания,
причем экспозиция музея в Сулемания является второй по величине после Национального Музея Ирака (Iraqi National Museum) в Багдаде.
Как бы то ни было, заглянуть туда стоит; вообще с музеями в Курдистане дела обстоят парадоксальным образом;
с одной стороны они выставляют значительное число оригинальных единиц музейного фонда относящихся к Шумерско-Аккадской, Ассирийской и Вавилонской цивилизациям, что не может не вызывать интереса у посетителей,
с другой стороны, систематизация, датировка и интерпретация оставляют желать лучшего; часто, кроме примерного указания к какой эпохе относиться экспонат (плюс-минус несколько столетий) и места обнаружения находки, никакой другой информации нет.
Ещё одна достопримечательность Эрбиля, непременно упоминаемая во всех путеводителях - минарет Мудхафария, построенный в конце XII-ого - первой половине XIII-ого века туркоманским принцем Музаффаром Ад-Дином Абу Саидом Аль-Кавкабури, зятем самого Саладдина.
Минарет расположен в новом парке Минара, в западном районе Эрбиля; навряд ли его осмотр отнимет много времени; к самой постройке поближе подойти не удастся т.к. она огорожена, а ранее возвышавшийся на высоту тридцати шести метров минарет неоднократно пострадал от землетрясений,
верхняя его часть с балконом обрушилась и не восстанавливалась.
Mudhafaria minaret
Мечеть Джалил Хайят (Jalil Khayat Mosque) привлекает внимание если осматривать город с возвышенности у северных ворот цитадели.
Мечеть совершенно современная, строительство было начато в 2005-ом году, но интерьеры выглядят действительно впечатляюще, есть возможность туда стоит заглянуть.
Как принято во многих посещаемых правоверными для молитвы местах, не-мусульмане внутрь попасть не могут,
но если обратиться с просьбой к смотрителю, то в порядке исключения иностранцу могут разрешить зайти и сделать несколько фотографий.
Jalil Khayat Mosque
В районе Ankawa, неподалеку от аэропорта находится несколько христианских церквей, что может показаться несколько неожиданным для неосведомленного путешественника; как бы то ни было, Иракский Курдистан страна многоконфессиональная,
численность христиан относящихся к различным номинациям - несториан, последователей Сирийской и Армянской православной церкви, католиков и протестантов составляет более полутора сотен тысяч,
причем многие из них в недалеком прошлом бежали в Курдистан из прочих иракских территорий после возникновения и экспансии Исламского Государства.
Езиды, зороастрийцы и приверженцы шиитских эзотерических сект (Ахл-е Хакк) так же являются значительными по численности конфессиональными группами традиционно проживающими в автономии.
Ближайшим крупным городом к курдистанскому Эрбилю будет Мосул - но находится он на подконтрольных иракскому правительству в Багдаде территориях и что бы попасть туда, иностранцу понадобится иракская виза; её наличие проверят на блокпостах,
расставленных по трассе, в особенности на её наличие в паспорте обратят внимание на блок-посте перед въездом в Мосул.
Несколько дальше на северо-запад от Эрбиля и ближе к турецкой границе расположен полностью подконтрольный курдистанским властям Дахук. Трасса, соединяющая Эрбиль и Дахук так же оснащена системой блок-постов,
но иностранный путешественник перемещающийся в этом направлении обычно не привлекает внимания бойцов пешмерга и для него проверка документов носит формальный характер.
Dohuk city view
Сложно предположить, откуда взялась принятая в русскоязычных источниках интерпретация "Дахук", тогда как местные жители неизменно произносят название своего города как "Духок".
Город довольно комфортный для того, что бы провести там несколько дней исследуя исторические сайты в его окрестностях.
Как уже упоминалось выше, бюджетные гостиницы в Дахук могут оказаться немного дешевле, чем в Эрбиле и при этом часто предлагают номера лучшего качества;
вывески на латинице может и не быть вовсе, что бы их обнаружить полезно порасспрашивать местных; обычно, в районе базара всегда можно найти что-нибудь подходящее.
На северной окраине окруженного пустынными, терракотовыми горами города находится зороастрийский храм (Charsteen Temple, пещера с четырьмя колоннами); как и многие подобные места у огнепоклонников,
расположен он в горной пещере, неподалеку от искусственного водохранилища снабжающего Дахук водой;
поблизости будут и руины нескольких культовых сооружений зороастрийцев, разрушенных мусульманами ещё в средние века.
entrance to Charsteen zoroastrian fire temple site
zoroastrian temple ruins
Charsteen cave temple
В не засушливое время года рядом с пещерой широким потоком бежит водопад; при желании, можно продолжить свой путь наверх и подняться на вершину, откуда открывается впечатляющий вид на водохранилище,
холмистую долину вдоль которой вытянулся город и пустынные склоны окружающих её гор.
water reservoir view
Однако, тропинка наверх довольно крутая и в некоторых участках предполагает некоторые навыки скалолазания.
trail leading to the top of the mountain
Остается только удивляться тому, что несмотря на более чем тысячелетнее агрессивное доминирование ислама на этих территориях, последователи верований значительно более раннего происхождения сумели их сохранить,
равно как и древние места отправления культа - пусть и представленные в современных социальных реалиях Курдистана, как историческая и туристическая достопримечательность.
Помимо зороастрийского храма из объектов находящихся в черте города несомненно внимания заслуживает национальный музей - Duhok National Museum.
Duhok National Museum
Музей небольшой, но его фонды сформированы подлинными артефактами древнейших цивилизаций Ближнего Востока, они включают в себя находки относящиеся к периодам начиная с мезолита, раннего и керамического неолита
и вплоть до правления средневековых династий Сасанидов, Аббасидов и присоединения курдских земель Оттоманской империей.
Много экспонатов из Верхней Месопотамии относящихся к хурритской цивилизации,
в частности к периоду возникновения и расцвета царства Миттани; так же представлены находки эллинистического периода - греческая цивилизация получила распространение в этом регионе после завоевания Персидской империи Александром Великим;
центральное место в залах музея занимают статуи царей Парфянского царства; помимо вышеперечисленного, выставлено большое собрание клинописных памятников письменности эпохи возвышения древнейших городов-государств Ур и Урук, третьей династии Ур
и значительно более поздних по времени возникновения Ниневии и Ассирийского царства.
statue of the ruler of Parthian kingdom
ruler figurine, third dynasty of Ur, Neo-Sumerian Empire
priest figurine
Национальный музей в Дахук не единственный, помимо него в городе есть Duhok Art Gallery - хотя сложно однозначно утверждать, насколько эта провинциальная галерея живописи представляет интерес для иностранных посетителей.
После национального музея логичным будет продолжить свое знакомство с древностями провинции организовав поездку к пещерам Halamata - этот археологический сайт находится всего в семи километрах от города.
Нужно заметить, что далеко не каждый таксист в Дахук когда-либо слышал о существовании этого места, поэтому для переговоров с извозчиком целесообразно будет привлечь сотрудников национального музея -
они наверняка сумеют объяснить, на каком именно повороте идущего по горному серпантину наверх шоссе следует остановится.
Даже ориентируясь по Google maps или Maps me обнаружить путь от шоссе до пещер будет непросто - и тут даже помощь местного населения помогает не всегда; вполне возможно,
что придется порядком полазить по выжженому солнцем и заросшему колючим кустарником скалистому склону, что бы обнаружить ведущую вниз узкую тропинку, исчезающую на нагромождениях камней.
Тем не менее, пещеры Halamata того стоят; обитаемы они были ещё в доисторическую эпоху, а сделавшие их знаменитыми рельефные изображения появились на каменых стенах утеса рядом с пещерами в VII-ом веке до н.э.,
исследователи относят их к периоду правления ассирийского царя Сеннахериба.
В настоящее время известно четыре таких рельефа, все они изображают царя рядом с фигурами божеств месопотамского пантеона выполненными в антропоморфном облике.
Появление рельефов связано со строительством на севере ассирийского царства системы каналов, снабжавших водой его столицу, Ниневию.
Halamata cave
Археологический сайт производит впечатление заброшенного, рядом с пещерами нет никаких информационных табличек, отсутствуют и указатели маркирующие тропинку ведущую к основному шоссе.
Место, выбранное древними для того, что бы увековечить деяния повелителя Ассирии, с одной стороны - скрыто от посторонних глаз, с другой - находится на доминирующей высоте на долиной где расположился современный Дахук,
благодаря чему с него открывается панорамный вид на город.
Традиция отмечать наиболее значимые события и деяния царей высекая изображения и надписи на труднодоступных, возвышающихся над окружающим ландшафтом скалах была унаследована повелителями державы Ахеменидов от ассирийских царей;
знаменитая Бехистунская надпись в северо-западном Иране (провинция Керманшах)
хотя была сделана почти на два столетия позже, чем рельефы пещер Halamata и отображает совершенно иные исторические события периода правления Дария I, тем не менее, стилистически им наследует.
С археологическими сайтами Дахук тесно связаны эпиграфические памятники оставленные нам ассирийской цивилизацией в окрестностях городка Аль-Шихан
в соседней провинции Ниневия, это сравнительно недалеко от Дахук, немногим более пятидесяти километров.
Если рассматривать поездку в Аль-Шихан с точки зрения оптимального построения маршрута, то целесообразно будет совместить осмотр руин акведука, возведенного уже упоминавшимся царём Сеннахерибом,
с посещением Лалеш; последний обязателен к осмотру, так как считается священным городом, местом возникновения езидизма и главным религиозным центром для его последователей.