Блог самостоятельного путешественника по Азии

К югу от Индо-Гангской равнины
отчет о путешествии по штату Тамил Наду (май - июнь 2023)
Продолжение

Ченнаи (Мадрас) - Канчипурам - Махабалипурам
Пудучерри - Танджавур- Кумбаконам

Оставивив Махабалипурам и продолжив своё дальнейшее продвижение на юг штата, целесообразно будет сделать промежуточную остановку в Пудучерри. Основная причина добавить в свой план путешествия этот город-порт на побережье Бенгальского залива - это логистика перемещений местными автобусами M.T.C. Несмотря на сравнительно небольшое расстояние отделяющее Махабалипурам от Танджавура и Кумбаконама, переезд между этими городами может занять много часов подряд; сойдя же для ночёвки в Пудучерри, вечером можно посетить ночной базар, а утром, перед отъездом осмотреть археологический сайт Арикамеду.

bus timetable, Puducherry - Thanjavur

автобусное расписание T.S.T.C., Пудучерри - Танджавур

Торговые поселения рядом с гидрографически удобной для стоянки кораблей излучиной реки Ариянкуппам (Ariyankuppam) возникли ещё за тысячелетие до н.э., а первые контакты со средиземноморскими цивилизациями были установлены уже в первом столетии до н.э., тогда же в Арикамеду появляется греческий торговый пост и фактория.

Основным контрагентом поставлявшим товары по налаженному морскому маршруту представлявшему собой одну из веток Великого шёлкового пути был Древний Рим; достоверно известно, что среди завозившихся в Индию европейских товаров были амфоры с вином, римские светильники, арретинская керамика (Arretium (лат.) - дренеримский город, соответствующий современному Ареццо в Тоскане), стеклянные и каменные бусы; из Индии поставлялись специи, слоновая кость и драгоценные камни.

Первоначальные оценки исследователей позволяли предполагать, что торговый пост и склады существовали на протяжении по меньшей мере двухсот лет.

В римских источниках Арикамеду упоминается как порт Подуке, а в "Географии" Птолемея - как известный торговый центр в Периплусе, в Эритрейском море; здесь стоит отметить, что в античности понятие о географическом положении и пределах Эритрейского моря было очень неопределённым, часто у разных авторов - историков и географов "Эритрейским" могли именоваться совершенно разные моря находившиеся между Индией, Аравией и Африкой.

В 1734 году в донесении консула Французской Ост-Индской компании в Пондишери появляются сообщения о древних руинах в окрестностях деревни Вирампаттинам, которые местные жители разбирали на кирпичи; первым же европейским ученым, осмотревшим археологический сайт стал французский астроном Гийом Лежантиль, останавливавшийся в освобожденном к тому времени от англичан Пондишери в 1768 году. Более подробно исследовать находки из Арикамеду удалось французскому индологу Габриэлю Жуво-Дюбрей; последний приобрел у местных жителей ряд предметов предположительно римского происхождения, найденых на руинах фактории и обнаружил гравировку на керамике, идентифицированную Жуво-Дюбрей, как изображение императора Октавиана Августа.

Систематические раскопки в Арикамеду были организованы сэром Робертом Мортимером Уилером, генеральным директором Археологического управления Индии в середине сороковых годов прошлого века; случайно попавшаяся ему на глаза в музее Мадраса находка из Арикамеду вызвала интерес у профессионального исследователя археологии римских провинций, что и привело к началу работы британской археологической экспедиции на месте её обнаружения.

Позднейшие исследования были продолжены уже индийскими археологами в 80-ых - начале 90-ых годах прошлого века; они дали противоречивые результаты, так как часть находок ранее постулированных Уиллером, как имеющих римское присхождение могла быть изготовлена в локациях находящихся в пределах бассейна Индийского океана, технологии же, использовавшиеся при строительстве сооружений фактории оказались более примитивными, чем те, что применялись римлянами в сердиземноморском регионе. Вместе с тем, и период на протяжении которого сохранялись контакты с Римом был пересмотрен, по всей видимости деятельность фактории продолжалась до конца VII-ого - начала VIII-ого столетия н.э.

Дорога из Пудучерри до Танджавура занимает несколько меньше времени, чем из Махабалипурам до Пудучерри; в городе два междугородних автобусных терминала, один из которых (Thanjavur New Bus Stand) находится на юго-западе города, далеко от всех основных досторимечательностей, поэтому целесообразней будет сойти в старом автобусном терминале (Ayyasamy Vandayar). Вдоль шоссе South Rampart road огибающего терминал с севера обнаруживается несколько отелей, ориентированных на внутренних, индийских туристов и паломников; как правило, там всегда есть свободные номера.

Thanjavur - Old bus terminal (Ayyasamy Vandayar)

старый автобусный терминал в Танджавуре

Храмовый комплекс Брихадишвара (известен так же как Раджераджешварам) в Танджавуре является историческим памятником дравидийской архитектуры признанным объектом всемирного наследия UNESCO и в то же время, значимым местом отправления культа Шивы, привлекающим последователей традиционных верований со всей Индии.

Комплекс начала XI-ого века постройки окружен стенами и рвом, добавленными в XVI-ом веке, его главный вход находится с восточной стороны, всего в километре от старого автобусного терминала.

Brihadeshwara temple complex - walls and fortress moat

храмовый комплекс Брихадешвара

the main entrance

главный вход

the main entrance - view from opposite side

главный вход, вид с противоположенной стороны
главный вход, вид с противоположенной стороны
дворец Чхандоккун, Сеул Баган, Мьянма Храм-музей Чойджин-ламы, Улан-Батор Си Сатчаналай, Тайланд Гималаи, Непал Мандалай, Мьянма Ташкурган, Синьзян Баган, Мьянма храм Та Пром, Ангкор Ват запретный город, Пекин
  Страны и локации 

Дорога к главному храму комплекса последовательно проходит через трое ворот с пирамидальными, многоярусными конструкциями наверху, украшенными множеством фигур персонажей индуистского пантеона, т.е. гопурамами.

На гопураме третьих ворот можно увидеть громадные фигуры второстепенных божеств-охранителей, воплощающих устрашающие аспекты Шивы.

Dvarapalas - door guards

дварапалы

За воротами прямо напротив входа во внутренние пределы храмового комплекса находится павильон священного быка Нанди (Нанди-Мандапа), изображенного в соответствии с традицией обращенным в сторону главного святилища. Павильон является более поздней постройкой, появившейся в Брихадишваре только в XVI-ом веке.

Nandi, the sacred bull of Shiva

павильон Нанди
Нанди - священный бык

Главный храм Брихадишвара (т.е. Великого Бога – санскритский перевод оригинального тамильского названия Перувудайяр), называемый так же Большим, находится в западной части главного двора. Архитектурную композицию условно можно разделить на шесть частей: гарбхагриха - трехъярусное святилище и коридоры вокруг него, Ардхана–Мандапа - зал с рядами колонн, напоминающий галерею и служащий для прохода в храм, Маха-Мандапа - главный вход обращенный на восток с открытыми боковыми проходами, Стапана-Мандапа со святилищем Шри Тьягараджара, Нартана-Мандапа - помещение для храмовых принадлежностей и жрецов-брахманов и Вадья-Мандапа - наименьшая по размерам и напоминающая портик конструкция предназначенная для музыкантов.

Maha-Mandapa - the main entrance to the temple

Маха Мандапа - главный вход в храм

Внутри святилища гарбхагриха находится центральный алтарь храма, представляющий собой лингам - символ Шивы; над ним возвышается тринадцатиярусная, обильно украшенная скульптурными изображениями башня конической формы, именуемая Мукхъя-Вимана (т.е. основная башня). В соответствии с традициями дравидийской храмовой архитектуры Мукхъя-Вимана является самым высоким сооружением всего комплекса, в Брихадишвара она достигает высоты 66-ти метров.

Mukhya-Vimana

Мукхъя-Вимана

Каждый из входов в Большой храм так же украшен фигурами божеств-охранителей - дварапал.

Dvarapalas at the south entrance

дварапалы

Dvarapalas at the north entrance

дварапалы

Справа от Нанди-Мандапы находятся Натараджа-Мандапа - павильон танцующего Шивы (иконографический образ шиваистской космологии) и Амман-Мандапа - павильон богини Перия Наяки Амман, построенный в XIII-ом веке; двумя столетиями позднее правителем Виджаянагарской империи к нему был добавлен массивный вход с многочисленными колоннами, а потолчные плиты храма расписаны сюжетами мифов и сказаний о Шиве.

Nataraja-Mandapa, Shiva image

изображение Шивы

По периметру прямоугольного внутреннего двора храмового комплекса на много сотен метров тянутся галереи с высокими сводами и проходом по центру, позволяющие паломникам укрываться в тени; рядом со святилищем Субрахманьи (он же - Сканда, божество войны, сын Шивы и Парвати), в северо-западной оконечности двора находится ванна для ритуальных омовений.

Subrahmanya shrine - dvarapalas

святилище Субрахманьи, дварапалы

Брихадешвара обязан своим появлением Раджарадже I Чола - императору тамилов значительно расширившему границы государства за счет военных кампаний против Чалукьев на севере, Пандьев в районе плато Декан и правителей династии Чера на юго-западе Индостана; им же контролировалась северо-восточная часть Цейлона и ряд островов Мальдивского архипелага.

Именно во время расцвета и максимальной территориальной экспансии тамильской империи храмовая архитектура приобретает монументальные масштабы, тяготеет к чрезмерной пышности, помпезности и обилию фигурного декора. Вместе с тем, громадные по сравнению с периодами Паллавов и Чалукьев изображения богов теряют в детализации и качестве; в художественном плане гораздо более значительны произведения шиваистской бронзовой пластики, так называемой чолской бронзы.

Образцы архитектуры чолского периода можно обнаружить и в Кумбаконам, находящимся в сорока километрах к северо-востоку от Танджавура, город известен высокой концентрацией вишнуистских и шиваистских храмов разной степени древности, несколько храмов полностью посвещены Брахме, что что нехарактерно для традиции тамильского шиваизма.

индуистский храм

В Кумбаконам легко добраться местными автобусами отправляющимися со все того же старого автобусного терминала в Танджавуре. Город вполне заслуживает того, что бы задержаться там подольше, многие из его храмов и матх (индуистских монастырей) основаны еще в раннем средневековье и с тех пор неоднократно перестраивались и восстанавливались. Даже наиболее древние из них - Айраветасвара, Ади Кумбесварар, Амиртхакадешварар, Коттайюр Кодисварар и другие являются действующими, поэтому в Кумбаконам на протяжении всего года идет поток паломников со всей Индии; благодаря этому обстоятельству там несложно найти подходящее для путешественников жилье.

Из множества храмов Кумбаконама (в пределах города их немногим менее двухсот и значительное число разбросано в пригородах) только один признан объектом всемирного наследия UNESCO, а именно Айраветасвара, находящийся в ближайшем пригороде Кумбаконама, Дарасураме.

Airavatesvara temple, the main entrance

храм Айраветасвара

В середине XII-ого века на престол тамильской империи взошел очередной правитель династии Чола - Раджараджа II, при нем в государстве наметилсь кризисные тенденции, ослаб контроль над провинциями находящимися в вассальных отношениях (Пандья) и прекратилась территориальная экспансия. Несмотря на это, повсеместно продолжали возводится индуистские храмы и строительство Айраветасвара было попыткой достичь того же масштаба и величия, которыми отличались постройки эпохи Раджараджа I.

Храмовый комплекс Айраветасвара в Дарасураме несколько меньше, чем его старшая модель из Танджавура, вимана существенно ниже (28 метров); вместе с тем, рельефы, скульптуры и иные пластические формы построенного на сто с лишним лет позже храма нисколько не уступают, а в некоторых художественных аспектах и превосходят таковые в постройках эпохи Раджараджи I.

Из нескольких сотен храмов возведенных при правлении династии Чолов только в четырёх главное святилище имеет покрытие в виде мифилогического "летающего небесного дворца" или "небесной колесницы" т.е. виманы; Айраветасвара - один из них. В Северной и Северо-Западной Индии в ту же эпоху преобладает покрытие иной формы - шикхара, на юге же шикхарой именовался только небольшой купол на самой вершине пирамидальной конструкции.

vimana in Airavatesvara temple

вимана

Ratha - veranda

ратха - веранда

Планировка в Айраветасвара схожа с таковой в Брихадесвара, точно так же по внутреннему периметру комплеса идут галереи с двумя рядами колонн (в Брихадесвара с южной стороны галерея наполовину заменена на открытую террасу); некоторые отличия состоят в том, что за пределами вытянутого прямоугольника комплекса есть внешний гопурам, разрушенный в результате войн в предыдущие эпохи, кроме того к югу от Айраветасвара находится отдельностоящий храм Деванаяки Амман, а место поклонения священному быку Нанди расположено прямо перед главным входом, где на пьедестале в виде перевернутого лотоса (балипитха) проводились ритуалы подношения.

dilapidated outer gopuram

полуразрушенный внешний гопурам

Сразу за центральным входом находится Агра-Мандапа (называемая так же Раджа-Гамбхиран) с рядами резных колонн, основания которых выполнены в виде львов.

Agra-Mandapa

Агра-Мандапа

Так же, как и в случае с Брихадесвара, храм Айраветасвара - действующий, и если в течении дня основные посетители это туристы, то ближе к закату у проходов к святилищу начинают скапливаются паломники и верующие, в это же время брахманы проводят ритуалы и собирают пожертвования .

Shiva altars

алтарь Шивы

В 1987 году храм в Дарасураме был включен в список всемирного наследия UNESCO, как объект представляющий собой выдающееся творческое достижение тамильской цивилизации периода правления династии Чола. Помимо него, в Тамл Наду объектами всемирного наследия признаны только Брихадесвара в Танджавуре и Гангайконда-Чолапурам в окрестностях города Джайянкондам; их называют "великими живыми храмами династии Чола".

По сравнению с выдающимися архитектурными памятниками Чолов, созданная ими держава оказалась гораздо менее долговечна - в конце XIII-ого века она была подчинена их же бывшими вассалами из государства Пандья, в следствии чего династия тамильских императоров прекратила свое существование, а столица нового государства была перемещена в Мадурай. Однако при их правлении был достигнут пик достижений средневековой южноиндийской цивилизации в искусстве, религиозной-философской мысли, литературе и музыке, которые оказали заметное влияние не только на ближайших соседей, но и на народы Юго-Восточной Азии и Китая.


⇐ К началу отчета ⇑ Наверх