Остановиться здесь, совершив на следующий день после прибытия выход к подножию Саян, было очень комфортно;
впрочем, многие приезжающие на своих автомобилях из Иркутска, Ханх проезжают, и останавливаются километрах в двадцати от поселка, в живописном месте на песчаном берегу озера с палаткой.
surroundings of tourist camping ground
Далее, вглубь страны можно попасть только на полноприводном автомобиле, хорошо приспособленном к бездорожью; дорога, идущая вдоль восточной оконечности озера Хувсгел Нуур от Ханх до Хатгал более напоминает полосу препятствий длиною в 192 км.
Участок маршрута Ханх – Хатгал – Морын был преодолен на УАЗике монгольских скотоводов всего за 23 часа (292 км.),
с многочисленными остановками в каждом стойбище, загрузкой шерсти яков, оленьих рогов, и двухчасовым перерывом на сон в юрте у местных жителей, на полу.
В соответствии с обычаями кочевых монголов, в каждой юрте предлагались соленый чай, аруул, масло яка, похлебка из вяленой баранины –
таким образом, довелось ознакомиться со всем традиционным рационом питания.
local cattlemans
nomads camp
landscapes on the way from Hatgal to Murun
Люди далеки от цивилизации, но очень доброжелательны и радушны; кое-кто говорит по-русски.
Туристов в тех местах практически не бывает, зато часто встречаются представители местной фауны – по дороге в поле зрения попадались зайцы; ночью в лесу ревел лось.
road from Hatgal to Murun
Морын, уже упоминавшийся в предыдущем отчете, понемногу меняется; банков и ATM стало больше, на улицах встречаются иностранные туристы, вокруг рынка множество машин с уланбаторскими номерами;
можно сказать, что в летний сезон поселок превращается в довольно оживленное место.
Murun
Отель Tenkhleg (tel: 70382090) находится в 7-ми минутах ходьбы от автостанции и представляет собой пару 4-ех этажных корпусов желтого и темно-оранжевого цвета; за сингл просят 45 000 тугриков, но согласны сбавить до 30 000.
Сам номер довольно чистый, удобства снаружи; для любителей путешествовать с комфортом есть отличный 2-ух местный номер всего за 700 000 тугриков с резной мебелью из ценных пород дерева, картинами, зеркалами и плазменной панелью во всю стену; напротив, будет бильярдная комната.
Автобус из Морын в Улан Батор отправляется в 8-00 утра; стоимость проезда – 32 600 тугриков.
Murun bus station
От автовокзала Драгон Тёв до центра города можно доехать на 26-ом и 37-ом автобусе; ходят они с 6-00 до 20-00; стоимость проезда – 500 тугриков.
В Улан-Баторе автор останавливался в уже знакомом UB Guest House (адрес: Монгол банкны баруун талд, Худалдаа Хогжлийн банкны, замын урд талд, 41-р байр 2-р орц 21 тоот;
В 2014 году Lonely Planet признал UB Guest House лучшим в Монголии;
по совокупности факторов (месторасположение, стоимость проживания, перечень предоставляемых услуг, компетентность персонала, атмосфера) - это действительно очень неплохое, бюджетное место для остановки в монгольской столице.
В Улан Баторе были осмотрены Дворец Богдо Хана, (Bogd-Khan Winter Palace Museum), Будда Парк (Buddha Park) и мемориал памяти советских воинов, погибших на Халхин-Голе (Zaisan Memorial).
Приятно было снова заглянуть и в монастырь Гандан (Gandantegchinlen); на этот раз фотографировать внутри можно было совершенно бесплатно.
Gandantegchilen_monastery
Buddha Maitreya statue at Gadantegchinlen Khiid
Bhairava
Доехать от площади Сухэбатора до Дворца Богдо Хана можно на 33-ем и 7-ом автобусе; входной билет стоит 8000
тугриков, а за фото-видео съемку просят еще 50 000 – что явно рассчитано на неразумных в тратах иностранных туристов.
Bogd Khan Winter Palace museum - Peace gate
Maharaja temple
Nagoon Laurin temple
Пофотографировать внутри там есть что – в Храме Махараджей выставлены cтатуи Вайсравани, Варутаки, Вирупакши и Дрити-Раштра – махараджей-охранителей четырех сторон света.
В Храме Долголетия можно увидеть бронзовые скульптуры – бурханы, изображающие буддийских божеств, символизирующих долголетие (Амитаюс, Вишнувиджайя),
а так же работы отлитые самим Занабазаром и его учениками - изображения тар-дайкинь (женщин-бодхисаттв),
из которых особо выделяется глубиной воплощения образа отрешенности от мира и погружения в себя, Зеленая Тара;
В Храме Живописи широко представлены монгольские танка, являющие собой творчески переосмысленные каноны центрально и восточно-тибетской иконографии.
В здании зимнего дворца можно увидеть множество экспонатов, связанных с правлением Богдо-Гэгэна VIII, который проводил там каждую зиму с момента постройки дворца (1905),
вплоть до своего ухода из жизни в 1924 году.
От Дворца Богдо Хана до Будда-Парка и мемориала Зайсан можно дойти пешком; Будда Парк представляет собой, собственно, многометровую статую Будды;
в основании статуи находится что-то вроде музея, но посмотреть там особо нечего;
Buddha Park
Мемориал Зайсан, как показалось, будет интересен преимущественно иностранцам, для которых монументы в стиле советской эпохи, посвященные событиям второй мировой войны в диковинку; со смотровой площадки мемориала открывается панорамный вид на город и окрестные холмы, активно застраиваемые последние несколько лет.
Zaysan memorial
Экономические перемены идут в Монголии стремительно; в столице появилось много современных отелей, не имеющих ничего общего с прежними гостиницами советского типа; повсеместно строятся высотные здания бизнес и торговых центров, найти супермаркет с широким выбором продовольственных товаров теперь не проблема;
пробки в центре Улан Батора постоянное явление, так как частного автотранспорта стало много; дороги понемногу приводятся в нормальное состояние; в большинстве кафе готовят вполне прилично, как национальные, так и европейские или азиатские блюда.
Ulaanbaatar scenic view
Еще один достойный посещения сайт - Наран-Тул, крупнейший в Улан Баторе рынок, где можно купить абсолютно все, от «пиратских» копий популярных брендов одежды и обуви до полностью готовой к установке юрты.
С безопасностью на рынке не слишком хорошая ситуация, поэтому ничего лишнего с собой брать не нужно, только планируемую для покупок сумму денег; купюры следует убрать подальше, рынок известен своими карманниками.
Тем не менее, туристам заехать туда стоит – помимо отличного выбора сувениров, там можно обнаружить массу не очевидных для европейца товаров и вещей;
В соответствии с планом поездки, из Улан Батора следовало выдвигаться на запад страны; в планах так же был визит в Хархорин, где во времена Угэдэй-Хана располагалась древняя столица монгольской империи.
Попасть из Улан Батора в Хархорин можно на обычном рейсовом автобусе, отправляющемся с Драгон Тёв; билет стоит 17 000 тугриков и его лучше приобрести заранее; дорога займет шесть часов, по пути автобус делает несколько остановок.
Со времен Орды в Хархорине мало что сохранилось; в настоящее время здесь можно увидеть только монастырь Эрдени Дзу (Erdenee Zuu), строительство которого началось в 1585 году – что значительно позже того периода, когда гигантская империя монголов прекратила свое существование.
Erdenee Zuu monastery - wall
Erdenee Zuu monastery - gates
Монастырь является древнейшим, из сохранившихся в Монголии; в настоящее время на его территории действует музей; вход стоит 3000 тугриков, фотографировать внутри запрещено.
Центральной частью архитектурного ансамбля монастыря являются три храма, символизирующие три периода жизни Будды; храмы возведены с преобладающим влиянием китайских традиций; особняком от них стоит храм Лавран, построенный в типично тибетском стиле.
Three temples
Golden stupa
Lavran temple
Внутри будут древние предметы культа, включая главную реликвию монастыря - статую Будды Ихэ-Дзу, содержащую вложенные мощи самого Шакьямуни;
статуя была передана Далай-ламой III халхаскому Абатай-Хану, инициировавшему строительство монастыря, а так же реставрацию старых храмов, оставшихся от эпохи великих монгольских завоеваний.
inside the temples
Несмотря на работу музея, многие посетители приходят в монастырь именно для молитвы, поклонения священным реликвиям и прохождения религиозных ритуалов; в т.ч. ритуала простирания,
считающегося одной из наиболее действенных практик в традиции тибетской школы сакья; некоторые верующие обходят Эрдени Дзу по часовой стрелке, читая мантры,
отбивая поклоны, последовательно прикасаясь лбом к каждой из 108-ми ступ, формирующих стены монастыря.
Worship to the monastery
Визит в Эрдени Дзу совпал с музыкальным open air фестивалем, проходившим в рамках празднования Наадам прямо во дворе монастыря;
со сцены звучали мантры и ритуальные песнопения в исполнении буддийских монахов, а так же народная музыка в самом широком диапазоне жанров; мероприятие записывалось для национального телевидения.
music festival in Erdenee Zuu monastery
С размещением в Хархорине все не так просто, как хотелось бы - ближайший к автостанции гестхаус, стоящий в непосредственной близости от стен монастыря, оказался полностью зарезервирован для приезда празднующих Наадам монгольских граждан.
В другом, заполненном иностранцами, размещение предлагалось только в общей юрте, удобства деревенского типа находились во дворе и было несколько грязновато.
Путешествующие на своих машинах монголы в основном останавливаются на турбазах юртового типа или в палатках, в долине реки Орхон; в Anja Eco Ger Camp (tel: +976 9910 4716),
что находится километрах в пяти от монастыря можно разместится в юрте за 30 000 тугриков; найти не сложно, на дороге установлен указатель;
аналогичные юртовые стоянки: Family Ger (tel: +97699312735; +97696458188), ganbaatar1973@yahoo.com, http://www.horsetripganaa.com и Gaya's Guesthouse (tel: +976 99893809; +976 96333809), gayas.guesthouse@gmail.com,
.
typical mongolian campsite
Orkhon river valley
Для населения Хархорина поступления от туризма являются основной статьей доходов; вероятно в связи с этим, местное население производит впечатление слегка гниловатого; в других частях страны люди будут лучше.
Уехать из Хархорина на запад страны оказалось не простой задачей; ближайшими населенными пунктами, связанными регулярным автобусным сообщением с городом Ховд были Цэцэрлэг и Арванхиир.
В диалогах с местными перевозчиками на автобусной станции фраза «I go to Tsetserleg!» повторялась многократно, но поверить в то, что автор не желает возвращаться в Улан Батор,
как это делает подавляющее большинство нормальных иностранных туристов, им было очень сложно.
Автобус из Хархорина до Арванхиира по-видимому существует; однако, по невыясненным причинам, в тот день, когда автор решил им воспользоваться он так и не появился.
По уже упомянутым в начале отчета причинам поездку пришлось прервать; убытие из региона происходило через Улан Батор и Пекин рейсом Air China;
Сравнивая опробованные варианты прибытия в Монголию по земле – с китайской и российской стороны, автор отдает предпочтение варианту автобус/поезд из Пекина до Эренхот (Erenhot) и далее поездом до Улан Батора;
единственной сложностью может стать отсутствие билетов на поезд в летний сезон; с российской стороны заезжать в Монголию технически сложнее, из-за неопределенности с транспортным сообщением между странами;
стоит так же упомянуть о неблагоприятной криминогенной обстановке в республике Бурятия, через которую лежит путь до границы.