the second and the third rounded upper terraces of the stupa
По утверждениям специалистов, около половины табличек представляют собой сохранившиеся со времен ранеиндийского средневековья подлинники;
некоторая часть из сильно поврежденных или полностью утраченных табличек была реконструирована реставраторами на основе сохранившихся описаний.
terracotta plaques
Вокруг ступы строго симметрично, вдоль осей соответствующих сторонам света были расположены все прочие постройки монастыря;
в настоящее время от них остались только фундаменты.
В горизонтальной проекции план комплекса представлял собой крестообразную мандалу, где главный вход был обращен на север.
В эпоху расцвета империи Пала, разнообразие форм присущее локальным ранне-буддийским храмам постепенно уходило в прошлое,
уступая место монументальным сооружениям в которых все элементы были систематизированы и объединены общей концепцией.
Такой подход оказался устойчивым и применялся по всей Бенгалии при возведении фактически однотипных вихар;
планировка Сомапура Махавихара в полной мере отражала новые тенденции и
оказала влияние на формирование буддийской архитектуры того времени. Впоследствии, это влияние распространилось далеко за пределы Индостана,
оно очевидно прослеживается в очертаниях храмовых комплексов Прамбанан и Боробудур на остове Ява.
Рядом с офисом администрации сайта есть небольшой музей,
где представлены результаты работы экспедиций проводившихся Археологической службой Индии, Исследовательским обществом Варендры из Раджшахи
и Калькуттским университетом в 1923 году,
а также полевых сезонов под патронажем Департамента археологии Бангладеш, специалисты которого продолжили работу своих индийских коллег
в восьмидесятых годах прошлого века.
К сожалению, как и во многих прочих музеях Бангладеш, фотографировать внутри запрещено.
Paharpur museum
Последний местный автобус на трассе Джойпурхат - Наогаон делает остановку в Пахарпур около пяти часов вечера,
таким образом, прибытие в Наогаон придется на вторую половину дня.
Наогаон
Номинально, в Наогаон есть два автобусных терминала - северный (Balundanga bus terminal) и южный (Dhaka bus stand);
автобус из Джойпурхат прибывает на северный, для которого так же более подходит определение "bus stand", так как по сути это обычная автобусная стоянка.
До центра городка, где в окрестностях моста через реку Малая Ямуна сконцентрированы бюджетные гостиницы, оттуда ещё порядка четырех километров.
Little Jamuna river
Несмотря на отсутствие железнодорожной станции,
Наогаон имеет статус столицы округа и в целом производит впечатление места более цивилизованного,
чем сопоставимый с ним по размерам Джойпурхат;
на территории округа имеется несколько важных исторических достопримечательностей
- полуразрушенный особняк Дубалхати Раджбари (Dubalhati Rajbari),
построенный заминдаром (земельным собственником, феодалом) раджой Харинатом Роем в первой половине XVIII-ого столетия,
несколько более удаленная от города, средневековая мечеть Кусумба (Kusumba Masjid),
возведенная ещё во времена правления Гияс-ад-дин Бахадур-Шаха из пуштунской династии Суридов, и некоторые другие сайты.
Naogaon streets in night time
Помимо этого, Наогаон может быть полезен благодаря хорошо налаженному автобусному сообщениею с Богура и с Раджшахи.
Раджшахи
Крупный административный и коммерческий центр западной части Бангладеш стоит на берегу реки Падма,
по которой проходит граница с индийским штатом Западная Бенгалия;
такая близость влиятельного соседа существенно влияет на экономику города и его агломерации,
что заметно сразу же по прибытии - улицы выглядят непривычно прибранными,
а найти свободный номер, даже в отнюдь не бюджетных по бангладешским меркам гостиницах, может быть непросто.
В далекой древности, регион Раджшахи известный тогда как Варендра, был частью королевства Пундравардхана
со столицей в уже упоминавшимся в первой части отчета Пундранагаре (Махастанагархе),
благодаря чему в его пределах обнаруживается немалое число находок имеющих отношение к исчезнувшей ведической державе.
Многие из них всё еще слабо изучены, либо известны историкам, искусствоведам и археологам только по самым общим описаниям, часто отсутствуют точные датировки.
В наши дни, основная причина приехать в Раджшахи - это возможность посетить старейший в Западной Бенгалии музей (Varendra Research Museum, основан в 1910 году),
чья коллекция включает артефакты обнаруженные учеными Исследовательского общества Варендры на раскопках в Пахарпуре;
основой же собрания стали экспонаты переданные музею наследным принцем Раджшахи и Натора, Шахратом Кумаром Ройем.
Varendra Research Museum
Обширная коллекция состоит из тематических галерей, посвященных цивилизации долины Инда, культуре Гандхара, предметам обнаруженным в ходе раскопок в Сомапура Махавихара,
эпиграфическим памятникам на санскрите, арабском, персидском языках и образцам древне-бенгальской письменности, а так же буддийской и индуистской каменной скульптуре.
Особенно впечатляюще выглядят галереи изображений божеств индуистского пантеона XI-XIII веков, выполненных в характерной манере южно-индийской школы.
Кроме того, представлены экспонаты периода последовавшего за исламским завоеванием, главным образом вырезанные на камне надписи на арабском, керамика, холодное оружие и украшения.
Неосновная причина включить Раджшахи в свой план поездки распадается на две составляющих -
посещение мечети Такшал Дигхи (Takshal Dighi), представляющей собой образец могольской архитектуры периода расцвета султаната
и поездка в соседствующее с Раджшахи поселение Путиа (Puthia Thana),
где на берегу озера Шив Сагар (Shiv Sagar) находится крупнейший в Бангладеш шиваистский храм XIX-ого века.
С храмом соседствуют несколько важных, хорошо сохранившихся индуистских святилищ образующих единый комплекс.
Мечеть Такшал Дигхи значительно удалена от города, учитывая особенности организации локального
автобусного сообщения в этой части Бангладеш, поездка туда займет полный световой день.
До Путиа, с технической точки зрения добраться значительно проще,
для этого достаточно обнаружить автобусную остановку на противоположенной от Rajshahi Bus Terminal стороне Station road;
автобусы, уходящие с неё в восточном направлении отправляются в среднем каждые двадцать минут.
Сходить следует на повороте возле Puthia Central Jame Mosjid,
используя в качестве ориентира белое здание недавно построенной мечети
на противоположенной от поворота стороне дороги.
white mosque building as a reference point
Уже по дороге к храму Шивы (Bhubaneshwar Shiva Temple),
первому из встречающихся на пути, попадаются жилые дома колониальной эпохи в сильно обветшалом состоянии.
colonial-era house
Старинный, полузаброшенный жилой дом с необитаемым вторым этажём
расположился прямо напротив храма.
colonial-era house
История появления в Путиа столь необычной концентрации индуистских храмов
на сравнительно небольшом по площади землевладении восходит к могольскому императору Акбару.
В противостоянии с непокорными пуштунскими наместниками из афганской династии Каррани,
которые признали власть Великих Моголов после битвы при Раджмахале только номинально,
наместник Акбара - Раджа Ман Сингх отторгнул землевладение Лашкарпур у его временного распорядителя (джагирдара) по имени Лашкер Хан Ниламбер.
В дальнейшем оно перешло на правах собственности передаваемой по наследству (заминдар) к Питамбару, сыну праведника Бхатсачарьи,
отмеченного милостью Раджы Мана Сингха;
наследники Питамбара уже носили титул раджа, а Лашкарпур получил новое название Путиа.
Так возникла династия раджей-заминдаров Путиа,
известных как своей филантропией, так и глубокой приверженностью традиционному индуизму.
В течении второй половины XVIII-ого - первой половины XIX-ого веков по иннициативе правителей Путиа
был возведен целый ряд индуистских святилищ, выполненных в различных архитектурных стилях;
последним и крупнейшим по масштабу их проектом стал дворец Puthia Rajbari, построенный в 1895-ом году.
Вскоре после обретения Индией независимости и появлении на карте нового государства Восточная Бенгалия,
все сохранявшиеся при колониальном правлении Британии
формы феодального землевладения были упразднены, а собственность заминдаров конфискована в пользу государства.
Вследствие этого, наследники раджей покинули своё родовое владение; оставшиеся без должного присмотра
плоды храмостроительной практики нескольких поколений постепенно пришли в состояние требующее глубокой реставрации.
Из всех построек Путиа, построенный в 1823-1830-ом годах храм Шивы дошел до наших дней, пожалуй, в наилучшем состоянии;
однако, во время войны за независимость 1971-ого года военнослужащие армии Пакистана фактически уничтожили
изображения божеств индуистского пантеона на стенах храма и безуспешно пытались сбросить установленный в алтаре лингам из базальта,
рассчитывая утопить его в озере.
Bara (large) Shiva temple
Состоящий из двух ярусов и почти кубический в своих пропорциях основной объем храма венчает структура из пяти ратн -
характерных для индийской архитектуры шпилей, покрытых сложной формы куполом, зачастую состоящим из многих элементов.
Схожее решение имеет храм богини Кали в ближайшем пригороде Калькутты, Дакшинешваре.
В отличие от храма в Путиа, там по углам нижнего яруса
так же установлены четыре ратны, при этом верхние грани каждого из ярусов имеют форму выпуклого свода.
Таким образом, Большой храм Шивы (Bara Shiva Temple), будучи выполненным в соответствии с одной из
традиционных для индуистского храма XIX-ого века схем,
вместе с тем, несет в себе черты присущие английской колониальной архитектуре XVII—XVIII-ых веков,
а именно широко распространившегося в те времена палладианизма.
Pancha Ratna Govinda temple - т.е. храм Говинды с пятью ратнами конструктивно выстроен по всё той же схеме,
но то, как эта схема реализована наводит на мысль о его более раннем происхождении.
Сам храм существенно меньше, чем Bara Shiva Temple,
а в его пропорциях не просматривается никакого колониального влияния. Очень своеобразно реализован главный вход
- три стрельчатых прохода разделены двумя колоннами, поддерживающими свод основного объема храма.
Такие формы наводят на мысль о ратха - пещерных храмах вырубленных из монолитного скального массива,
типичных для архитектуры дравидийского юга Индостана.
Храм сложен из неоштукатуренного кирпича почти бордового оттенка и украшен изнутри терракотовыми керамическими панно,
изображающими сцены из индуистского эпоса Рамаяна
с участием Кришны (Говинда - это одно из его воплощений в юности) и Радхи (его возлюбленной).
В непосредственной близости от храма Говинды находится выполненный в поздне-индо-сарацинском стиле
дворец Puthia Rajbari,
чьё покинутое в середине прошлого века здание некоторое время использовалось для нужд местного колледжа,
а в наши дни заброшено и постепенно приходит в запустение.
В окрестностях дворца сосредоточено несколько менее масштабных и выдающихся индуистских святилищ.
(Продолжение следует)