В конце семидесятых - начале восьмидесятых годов прошлого века Ташкент первым среди столиц союзных республик Средней Азии получил разветвленную сеть метро советского типа и телебашню выполненную в "космическом" дизайне,
ставшую одной из визитных карточек города.
Tashkent subway - Pakhtakor station
Сложно сказать однозначно, какие именно сайты узбекской столицы заслуживают внимания в первую очередь;
немногочисленных иностранных туристов можно встретить в Государственном музее истории Тимуридов, это сравнительно новый музей открытый по инициативе узбекского президента И.Каримова в 90-ых годах прошлого века.
The State History Museum of the Temurids in Tashkent
В экспозиции представлены оригинальные предметы XIV-XVI веков относящиеся к периоду завоевательных походов Тимура и правлению его последователей -
это оружие, доспехи, металлическая утварь, керамика, украшения, декоративные архитектурные элементы зданий (деревянные колонны покрытые резьбой, керамические изразцы),
средневековые книги, монеты государств Центральной Азии, а так же галерея портретов исторических деятелей связанных в историей Узбекистана.
Temurids museum - exhibition
Помимо музея истории Тимуридов, интерес представляет Государственный музей прикладного искусства и истории ремесел Узбекистана (находится неподалеку от станции метро "Космонавтлар").
Созданный на рубеже XIX и XX веков музей размещается в бывшем особняке русского дипломата А.А.Половцева;
в конце 30-ых годов XX века он именовался «Музей кустарных ремесел»
и уже в то время располагал внушительным собранием объектов прикладного искусства, интерьеры были оформлены резьбой и росписью по дереву,
украшены мозаичными пано из глазурованных изразцов.
Особо выделяется центральный зал «Мехмонхона» предназначенный для приема гостей - потолок зала представляет собой многоуровневую конструкцию
покрытую полигональной резьбой по дереву, расписанную красками и декорированную позолотой.
Своеобразные объемные украшения напоминающие мукарнас - хаузак, расположены по углам потолка,
камины покрыты резьбой по ганчу (обожженная глиногипсовая штукатурка),
такая же резьба и на декоративныех нишах - таучи - у южной и северной стен зала.
Mehmonkhona - the central hall
В музее можно увидеть ковры, национальную одежду, керамику, утварь, народные музыкальные инструменты,
традиционные бронзовые сосуды покрытые чеканкой и инкрустированные кораллами и бирюзой, узбекские ножи и т.п.;
многие экспонаты были созданы известными мастерами ремёсел в первой половине XX века, национальные костюмы и украшения относятся преимущественно ко второй половине XIX-ого века.
Museum of Applied Arts - carpets exhibition
bronze jugs
Для тех, кто впервые оказался в странах Центральной Азии, оба музея помогут познакомиться с традициями населяющих её народов и с эстетическими стереотипами
сформировавшимися за их многотысячелетнюю историю.
Архитектурных памятников древности в Ташкенте сохранилось на удивление немного, практически ничего не осталось от Старого города, в этом плане Ташкент находится в глубокой тени второго крупнейшего мегаполиса страны - Самарканда,
где следы далеких эпох поджидают путешественника буквально на каждом углу; из того, что все же дошло до наших дней,
в первую очередь следует упомянуть медресе Кукельдаш XVI века постройки, возведенное на фундаменте стен разрушенного шахрестана и мечеть XV века Ходжа Ахрар Вали, сильно пострадавшую от землетрясения 1868-ого года и впоследствии восстановленную.
Находятся оба сайта рядом со станцией метро Чорсу и одноименным базаром,
занимающим значительную площадь и располагающимся в северо-западной части старого Ташкента называемой "Эски шахар".
До начала ХХ века Ташкент делился на четыре даха (автономных поселения, управлявшихся хакимами) - Бешагач, Кукча, Себзар и Шейхантаур; базар Чорсу находился в даха Кукча.
Chorsi bazar - flatbread sellers
Базар Чорсу представляет интерес в том случае, если Ташкент - это конечная точка маршрута и перед убытием запланированно приобретение сувениров;
если не пожалеть времени, то пройдясь по рынку можно обнаружить немало интересного;
к сожалению, знаменитые узбекские ножи "пчак" отличающиеся характерной резкой линией подъема клинка от обуха к острию и богато украшенной рукоятью легко купить,
но трудно вывести за пределы Узбекистана,
в аэропорте их могут не пропустить на таможне, а если попробовать отправить посылкой, то в почтовом отделении такой груз не примут к отправлению;
впрочем, выбор керамики и тканных изделий - ковров и национальной одежды с лихвой компенсирует этот досадный нюанс.
Возвращаясь к теме медресе, мавзолеев и мечетей Ташкента следует упомянуть, что их сохранилось более двух десятков
и некоторые довольно древние (мечеть Хазрати Имам например, была основана еще в XIV веке, мечети Хайрабат-Эшон и Тиля Шейха - в XVIII веке);
их посещение будет интересным для тех, кого интересуют темы формирования центрально-азиатской исламской традиции в рамках общеконфессиональных канонов.
Археологический музей-городище Минг Урик находится неподалеку от одноименной станции метро, но
примечателен скорее как локация древнетюркского города, чем собственно, экспозиция.
Уехать из Ташкента можно поездом или автобусом, если желаемый пункт назначения находится на значительном расстоянии, то поезд будет предпочтительнее;
составы отходят с Южного и Северного железнодорожных вокзалов обслуживающих разные направления. Билеты приобретаются заранее, в целом система желзнодорожного транспорта
в плане организации наследует советской; при входе в здание вокзала необходимо предъявить паспорт и билет, багаж пропускают через сканер.
Часть подвижного состава сохранилась с советских времен,
но присутствуют и новые образцы вагонов не предусматривающие спальных мест например фирменный высокоскоростной поезд "Афросиаб"
обслуживающий линии Ташкент - Самарканд - Карши и Ташкент - Самарканд - Бухара.
North railway station
Поезд до Самарканда отправляется с Северного вокзала и идет немногим более четырех часов, за окном проносятся полупустынные ландшафты изредка перемежающиеся возделываемыми полями.
landscapes on the way from Tashkent to Samarkand
Оказавшегося в Самарканде путешественника вероятно будет преследовать ощущение, что настоящая столица страны находится именно здесь,
несмотря на то, что вся система институтов государственного управления сконцентрированна в Ташкенте; способствовать этому будет необычайная плотность и монументальный размах
архитектурых объектов бывшей столицы империи Тимуридов.
Возникновение Самарканда лежит в глубине веков
- первые поселения на его месте появились уже в VIII столетии до н.э.,
фактически город относится к древнейшим из существующих и обитаемых по настоящее время.
Даже краткое описание истории Самарканда выходит далеко за пределы текста отчета,
на эту тему можно написать не одно исследование или монографию;
для самостоятельного путешественника в первую очередь представляют интерес те из материальных свидетельств многотысячелетней истории города,
которые хорошо сохранились до наших дней и доступны для посещения.
Если исходить из хронологической последовательности, то по всей видимости древнейшим сайтом из сохранившихся в Самарканде будет городище Афрасиаб;
уже в V веке до н.э., при Ахеменидах на месте сайта существовал город окруженный каменными стенами за которыми находились шахрестан и крепость.
К приходу монголов Афросиаб был укреплен новыми фортификационными сооружениями возведенными уже при Саманидах и Караханидах,
так же, там был построен дворец располагавшийся в нижней части цитадели.
Нападение войск Чингизхана в марте 1220 года привело к полному разрушению Афрасиаба и впоследствии переносу города на другое место.
В наши дни от Афрасиаба мало что осталось кроме группы холмов на возвышенности, как и в случае с Минг Уриком это скорее примечательное с исторической точки зрения место,
чем археологический сайт.
Первые раскопки холмов были начаты в 1870-ых годах, вскоре после колонизации Центральной Азии Российской империей;
познакомится с находками обнаруженными в ходе их изучения можно в музее истории Самарканда "Афрасиаб" стоящем к востоку от холмов.
Если двигаться из центра города, то выйдя на Ташкентскую улицу проще сначала обнаружить музей, а затем оттуда направиться к оригинальному месту расположения сайта.
Музей интересен в первую очередь согдийскими фресками VI - VII веков, относящимися к периоду противостояния Западного тюркского каганата с китайской династией Тан,
а так же образцами керамики, наконечниками стрел и фрагментами оружия домонгольской эпохи.
ruins of Afrasiyab
Фрески Афрасиаба были случано обнаружены при строительстве шоссе в 1965 году и к сожалению
некоторая их часть безвозвратно утрачена из-за разрушения строительной техникой, понимание истинной культурно-исторической значимости находки пришло позднее.
В 2014 году при финансовой поддержке властей Соединенных штатов, Франции, Южной Кореи, Швейцарии,
координации со стороны офиса ЮНЕСКО в Узбекистане и участии Института археологии при Академия наук РУ начались работы по реставрации знаменитой фрески "Зал послов".
Немного к северо-востоку от музея Афрасиаба находится обсерватория Улугбека,
однако, если продолжать придерживаться принципа хронологической последовательности, то двигаться следует на юго-запад - к крупному комплексу мавзолеев Шахи Зинда.
Первые захоронения на месте археолого-архитектурного комплекса Шахи Зинда примыкающего к холмам Афрасиаба появились ещё в эпоху Караханидов,
уже в XI веке там были построены мавзолеи и медресе,
но до нашего времени всё это не сохранилось; постройки существующие сейчас относятся преимущественно ко времени правления Тимура,
некоторая их часть представляет собой пристройки сделанные в более поздние века; в целом можно утверждать, что некрополис складывался на протяжении XI-XIX столетий.
Shah-i-Zinda main view
Так например, зайдя в комплекс со стороны окружной дороги и пройдя через входной портал построенный в 30-ых годах XV века при правлении внука Тимура Улугбека,
посетители попадают в дарвазхану с четырьмя арками, справа от которой находится медресе Давлат Кушбеги пристроенное в начале XIX века.
Нижняя часть комплекса является новейшей; от дарвазханы наверх ведет лестница с сорока ступенями у начала которой находится двухкупольный мавзолей посвящённый кормилице Мирзо Улугбека;
от верхних ступеней начинается дорога проходящая через весь комплекс, по обоим сторонам от неё рядами стоят мавзолеи XIV века - в них захоронены родственники и жены Тимура.
Большую часть средней группы комплекса занимает площадь Хатун-Малик, сформировавшаяся на месте разрушенных временем мавзолеев.
the way through mausoleum complex
Shodi Mulk Oko mausoleum entrance
central part of the complex - Hatun-Malik area
Центральным элементом верхней группы строений некрополя является мавзолей Кусам Ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мохаммеда, и пристроенная к мавзолею мечеть XV века;
не вполне ясно, действительно ли тело Ибн Аббаса находится в захоронении или же мавзолей представляет собой лишь вместилище для кенотафа.
Первоначально возведенный не позднее XI века мавзолей (мазар) многократно перестраивался и в архитектурном плане представляет собой переходную к двухкамерной форме версию культового сооружения.
central part of the complex - Kusama Ibn Abbas mausoleum entrance
Находясь в Шахи Зинда следует помнить, что комплекс является объектом поклонения для многих мусульман,
поэтому будет уместно придерживаться тех же правил поведения, что приняты для посещения любых других культовых сооружений в исламской традиции;
фотографировать мавзолеи и надгробия можно свободно, но от фотографирования людей на их фоне следует воздержаться,
не следует употреблять принесенную с собой воду и пищу
или использовать это место для отдыха, поскольку верующие приходят в Шахи Зинда в первую очередь для концентрации на мыслях о Всевышнем, молитв
и обретения духовного опыта.
Если покинув некрополис направиться на запад, к центру города, то всего в нескольких сотнах метров с правой стороны по ходу движения обнаруживается мечеть Хазрет-Хызр.
Впервые мечеть появилась на этом месте еще в VIII-ом веке, вскоре после арабского завоевания; когда в 1220 году войска правителя Хорасана Кутайбы ибн Муслима не смогли удержать город
и Самарканд оказался под властью монголов,
мечеть была полностью разрушена; постройка существующая в настоящее время возведена на древнем фундаменте в середине XIX-ого века по приказу бухарского эмира Музаффархона.
Первоначально, мечеть располагалась в непосредственной близости от городских ворот, через которые в город въезжали караваны следующие по Великому Шелковому пути;
в последующие столетия Самарканд получил множество значимых мечетей, медресе и мавзолеев,
так что теперь с террасы Хазрет-Хызр открывается вид на соседствующую с ним мечеть Биби Ханум и бирюзовые купола архитектурного ансамбля Регистана.
Hazrat-Hizr mosque
Соборная мечеть Биби Ханум и небольшой мавзолей с тем же названием стоят всего в нескольких сотнях метров к юго-западу от Хазрет-Хызр.
В сравнительно небольшом и скромно выглядящем мавзолее построеном для женщин из рода Тимуридов интерес представляет богато декорированный интерьер, там захоронены мать Тимура Текина-хатун и его старшая жена Сарай Мульк-ханум.
Bibi Khanum mausoleum
Посвещённая жене Тимура соборная мечеть представляет собой грандиозное по меркам средневековья сооружение, поражавшее воображение современников.
Несмотря на то, что архитектурный ансамбль мечети сохранился не полностью, даже сейчас Биби-Ханум выглядит очень впечатляюще.
По свидетельствам средневековых авторов, лично руководивший строительством Тимур оказался недоволен первоначально возведенным порталом мечети и приказал его разрушить и перестроить, сделав более масштабным.
Bibi Khanum mosque
Проект Биби Ханум копирует мечети с четырьмя айванами, которые на момент начала стороительства были известны в Иране уже на протяжении двух столетий, отличием же стало размещение куполов на боковых айванах.
Предполагается, что моделью для Биби Ханум послужила великая мечеть в Султании возведенная Ульджайту-ханом, ильханом Персии.
Такая аппеляция к имперской традиции захваченной Тимуром соседней страны преследовала цель
в большей степени легитимировать его претензии на статус продолжателя плеяды персидских шахиншахов древности, повелевавших могущественными державами в центре континента.
Кроме того, Тимур, владевший помимо родного чагатайского диалекта тюркского языка и персидским языком, осознавал культурное и цивилизационное превосходство Персии.
the mosque's internal portal
the dome over the side iwan
От Биби Ханум широкая, мощеная камнем дорога ведет на юг, к площади Регистан. На пути, в сквере названном "Йўлбарслар Боги" (Тигровый Сад) установлен памятник первому президенту республики
Узбекистан Исламу Каримову, управлявшему страной с момента провозглашения независимости вплоть до его смерти в 2016 году.
Архитектурный ансамбль площади Регистан сформировался в XV-XVII веках, первоначально на площади было возведено медерсе Улугбека и ханака,
позднее демонтированная; в первой половине XVII-ого века ему на смену пришло медресе Шердор,
а десятью годами позднее в северной части площади на месте, которое ранее занимал караван-сарай было построено медресе Тилля-Кари.
Ансамбль площади Регистан включен в список всемирного наследия UNESCO в 2001 году.
Registan square - Sherdor Madrasa
Наибольший интерес в историческом плане представляет медресе Улугбека, как старейшая из сохранившихся построек на площади Регистан; с 1420-ого года там располагался крупнейший в Средней Азии исламский университет,
где видные ученые своего времени читали лекции по точным и естественным наукам, философии и теологии, в том числе и его основатель.
Первым ректором (мударрисом) университета был назначен Маулана Мухаммад Хавафи, дервиш не принадлежавший по присхождению к высшим сословиям,
но обладавшим глубокими и разносторонними знаниями. По свидетельствам современников, его первая лекция прочитанная в стенах только что законченного здания медресе
оказалась столь глубокомысленной, что смысл произнесенного смогли понять только Кази-заде Руми, являвшийся крупным ученым своего времени и сам Мирзо Улугбек.
Несмотря на всю значимость медресе, как научного центра средневекового Востока, одновременно в нем могло обучаться не более ста студентов,
срок прохожденя же полного курса был чрезвычайно длительным и составлял порядка 13-15 лет.
Ulugh Beg Madrasa
Осматривая медресе следует помнить, что постройка в её нынешнем состоянии является результатом кропотливых и длительных реставрационных работ
систематически проводимых с двадцатых годов прошлого века на протяжении почти семидесяти лет; в начале XX-ого века очевидцы описывали её именно как "руины".
Ещё до революции, при участии инженеров привлеченных правительством Российской Империи были выронены покосившиеся минареты
находившиеся на грани обрушения и проведены работы по укреплению фундамента,
так же был понижен уровень участка земли на котором стоит постройка и восстановлен главный стрельчатый портал (пештак).
Позднее, в 1992-ом году был начат следующий цикл реставрации, предусматривающий полную реконструкцию
снесенного в XVIII-ом веке второго этажа в оригинальном виде; он продолжается и по сей день.
В то же время, комитет UNESCO по сохранению культурного наследия начиная с 2008-ого года регулярно обращает внимание узбекских властей
на необходимость сохранения аутентичного облика реставрируемых зданий площади Регистан
и недопустимость современного строительства в непосредственной близости от архитектурных памятников.
В противном случае, статус памятника Всемирного наследия может быть отозван; те же замечания были высказаны и в адрес ближайшего к Самарканду древнего города Шахрисабз.
Во внутренних помещениях медресе сейчас находится музей, внимание посетителей привлекают книги на арабском и фарси, бронзовая и керамическая посуда,
средневековые письменные принадлежности и астрономические инструменты.
Ulugbek madrasah - internal premises
Zij-i Sultani, medieval star catalog compiled in 1437, translation of the XVII century
Как уже упоминалось, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари построены значительно позже; Шердор легко опознать по фигурам львов (барсов)
несущих на спине солнце, изображенных на тимпане, т.е. по сторонам от верхней части стрельчатой арки главного портала.
В ту эпоху, на которую пришлось строительство Шердор, Самарканд уже не был столицей и поэтому несмотря на впечатляющий фасад, оно меньше по размерам в плане, чем медресе Улугбека.
Первоначально пердполагалось сделать Шердор его зеркальным отражением; однако, за прошедшие более чем два столетия уровень почвы поднялся почти на два метра, из-за чего пропорции нового медресе
отличаются от взятого за образец оригинала более приземистыми формами. Количество обучавшихся студентов было меньшим, чем в медресе Улугбека - судя по количеству келий-худжр окружающих центральный двор их было не более сорока.
Так же, мечеть занимающая большую площадь внутренних помещений медресе Улугбека в Шердор значительно меньше; тем не менее, медресе считалось престижным среди просвещенного
исламского духовенства Средней Азии и перекратило свою работу только в начале двадцатых годов XX-ого века по распоряжению новых советских властей.
Madrasa Sherdor inner yard
Медресе Тилля-Кари это позднейшая постройка на площади Регистан, её строительство было начато через десять лет после возведения Шердор; по замыслу создателей оно должно было
не копировать монументальные порталы медресе Улугбека и Шердор, а создавать для них гармоничный фон. Архитектурные формы здания отличает некоторая вытянутость жилых крыльев и
в целом оно выполнено скорее в традициях бухарской, чем самаркандской школы.
От площади Регистан уже совсем недалеко до мавзолея Гур-Эмир - гробницы Тимура и мавзолеев Рухабад и Аксарай.
Строительство Гур-Эмир было начато еще при жизни Тимура.
В 1401 году Мухаммадом Султаном Мирзой, оффициальным наследником Тимура и сыном Джахангира, на юго-востоке Самарканда были заложены медресе и ханака объединенные в единое целое;
между постройками находился квадратный в плане двор, окруженный четырьмя минаретами.
В 1402 году Тимур вел военную компанию против Османской империи, в битве при Анкаре командовавший войсками Мухаммад Султан был ранен и на пути в Кайсери скончался;
в том же году по приказу Тимура к находившемуся в центре комплекса двору с южной стороны был пристроен мавзолей, ставший впоследствии фамильной усыпальницей Тимуридов.
После смерти самого Тимура в 1405 году, несмотря на волеизъявление великого завоевателя быть похороненным на родине - в Шахрисабзе, останки Тимура были перенесены его внуком
Халиль-Султаном в еще недостроенный мавзолей и помещены рядом с саркофагом Мухаммада Султана.
Окончательно достроен мавзолей был уже при правлениии Улугбека,
тогда же восьмиугольное здание получило стоящий на высоком барабане купол, состоящий из шестидесяти четырёх сегментов (по числу лет, прожитых великим эмиром).
В отделке внешних архитектурных элементов широкое применение нашли глазурованные силикатные изразцы, называемые кашин.
Gur-e-Amir - the main portal
Gur-e-Amir mausoleum
Dark green tombstone of Amir Timur
Архитектура парадных памятных сооружений - мавзолеев, сформировалось на Среднем Востоке еще в раннем средневековье,
строительство же Гур-Эмир ознаменовало собой фазу её наивысшего развития, которая пришлась на XV - XVI века.
Знаменитые мавзолеи империи Великих моголов, основанной потомком Тимура эмиром Кабула Бабуром,
проектировались во многом под влиянием решений использованных в Гур-Эмир - например мавзолеи султана Хумаюна и наваба Сафдарджунга в Дели,
мавзолей Акбара и знаменитый Тадж-Махал в Агре, а так же аналогичные погребальные сооружения возводимые в ту эпоху султанами тимуридских государств,
располагавшихся на территории соответствующей современному Ирану, а именно Хорасана, княжества Кара-Коюнлу и княжества Селевкидов.
Шахрисабз (радующий сердце) - в городе отсутствует цитадель, из оборонных соооружений есть только хисар ;
две основные магистрали проходили через город и пересекались в центре, проходя через ворота в середине каждой городской стены
Хисар - обведенное крепостной стеной городское ядро
Кала - укрепленная цитадель, внутри которой располагались дворец, правительственные канцелярии, казармы гарнизона, казначейство, тюрьма
Стены Шахрисабза возведены из пахсы, сырца, облицованного обожженым кирпичём
геометрический узор - гирих
сквозные решетки - панджара
глазурованный силикатный черепок - кашин, основа для мозаики
мавзолей Рухабад возведённый в Самарканде для высокочтимого Тимуром шейха Бурханеддина Сагараджи - центрическая усыпальница с квадратной призмой основного объема,
перходным восьмериком и отлогой сфероконической скуфьёй
В Шахрисабзе мавзолей отца Тимура, Тарагая у погребения шейха Куляля и усыпальница потомков Улугбека были включены в единый комплекс с медресе Дорут-Тиляват и мечетью Кок-Гумбаз (Голубой купол).
династической усыпальницы тимуридов Дорус-Сиадат в Шахрисабзе
мавзолей Гур-Эмир восьмигранен
Архитектурный комплекс - мавзолей Гур-Эмир, медерсе и ханака Мухаммад Султана
(Продолжение следует)