Блог самостоятельного путешественника по Азии

По следам эламитов
отчет о путешествии в Керманшах, Хузестан и Исфахан (август 2022)

Пираншехр - Тегеран - Керманшах - Бехистун - Эндимешк
Шуш - Чога-Занбиль - Шуштар - Исфахан

География Ирана отличается разнообразием климатических зон и ландшафтов; много тысяч лет назад некоторые из них оказались пригодны для создания первых комплексов расширенного воспроизводства продовольствия, т.е. отгонно-пастбищного животноводства и выращивания злаков при помощи систем искуственного орошения, что привело к возникновению первых очагов цивилизации на Ближнем Востоке.

Вслед за ростом числа сельскохозяйственных общин и увеличением общей численности её членов неизбежно возникло имущественное расслоение, приведшее к выделению привелигированных социальных групп и появлению государств.

Раскинувшиеся к юго-западу от отрогов горной системы Загрос равнины, ограниченные труднопроходимыми низменностями на западе, побережьем Персидского Залива на юге и гористыми пустынями на юго-востоке, стали колыбелью для таких древнейших государств; заселены они были племенами эламитов, а историческая область их расселения именовалась Элам.

На протяжениии всей своей истории - а это более двух тысяч лет, Элам далеко не всегда существовал как единое государство, гораздо чаще выступая как союз нескольких городов-государств (Аван, Адамдун, Аншан, Варахсе, Симашки, Сузы и др.), объединенных союзническими отношениями или находящимися в вассальной зависимости от доминирующего в отдельно взятый период центра, либо соседней Шумерско-Аккадской империи.

Несмотря на значительную отдаленность во времени, следы самобытной цивилизации эламитов дошли до наших дней и сконцентрировны преимущественно в иранских останах (провинциях) Керманшах, Лурестан, Илам и Хузестан.

Помимо следов эламской цивилизации, эти останы изобилуют памятниками древнеперсидских империй Ахеменидов и Сасанидов, что несомненно, представляет интерес для широкого круга самостоятельных путешественников интересующихся историей цивилизаций Древнего Востока.

Наиболее очевидный способ начать свое знакомство с занимаемыми когда-то древним Эламом землями - это приехать в Керманшах; попасть туда можно из Тегерана, или из соседних провинций Ирака; несмотря на сложные ирано-иракские отношения пограничные переходы между странами открыты, в том числе и для иностранных граждан.

В случае, если начальной точкой прибытия в Иран будет столица, то добираться до Керманшаха скорее всего придется ночным автобусом отправляющимся с Западного автобусного терминала; прибытие придётся на ранее утро. Помимо автобуса, дважды в неделю в Керманшах ходит поезда из Тегерана и Мешхеда.

От терминала Kaviyani в центр города чаще всего добираются на такси, но если выйти на бульвар Beheshti, то там будет остановка муниципального автобуса.

Meidaan-e-Azadi - Azadi Square

Meidaan-e-Azadi

Керманшах обязан своему появлению иранской династии Сасанидов, а названием - происходившему из этой династии шахиншаху Бахраму IV, назвавшему город собственным титулом, т.е. "повелитель Кермана".

Окруженная с севера и юго-востока горами Загрос, долина реки Альванд была обитаема ещё в раннем палеолите, а сам остан Керманшах изобилует многочисленными стоянками древних подвидов человека самых разных периодов - вплоть до неандертальцев; первые же постоянные поселения доисторических homo sapiens появились здесь уже восемь тысяч лет назад.

В ближайшем пригороде Керманшаха, в полутора километрах к северу от известного археологического сайта Так-е Бостан находится заселенная в среднем палеолите пещера До-Ашкафт; вход пещеры обращен на юг, откуда открывается вид на общественный парк Kuhestan.

Первые археологические раскопки стоянки древних людей были начаты в 1996 году, в близлежащих окрестностях иранскими исследователями обнаружено ещё четырнадцать небольших пещер и скальных укрытий служивших жилищем для палеолитического человека.

Imam Khomenei Religious School and prehistorical caves on the background

пещеры - стоянки палеолитического человека в окрестностях Керманшах

Как правило, основной причиной посещения Керманшаха является осмотр Так-е Бостан - сайта эпохи Сасанидов, признанного UNESCO объектом всемирного наследия, а так же поездка в соседний Бехистун и знакомство с комплексом наскальных рельефов и надписей, выполненных во времена правления персидского царя Дария I из династии Ахеменидов.

Бехистунская надпись имеет самое прямое отношение к эламитам, она выполнена на трех языках - древнеперсидском, эламском и аккадском, что позволило английскому ученому ассириологу Генри Роулинсону не только дешифровать древнеперсидское письмо, но и внести значительный вклад в изучение эламской письменности.

Начать же будет проще с Так-е Бостан - этот сайт находится на северной окраине Керманшах, неподалеку от автобусного терминала и железнодорожной станции.

Taq-e Bostan archeological park

Так-е Бостан

В настоящее время Так-е Бостан (дословно с фарси "Каменная арка") преобразован в археологический парк, центральными объектами которого являются высеченные в скалах рельефы эпохи Сасанидов; наиболее известный рельеф (т.н. Древняя арка) изображает коронацию одинадцатого правителя династии, Ардашира II (379—383) представленного в образе Ахурамазды - верховного божества авестийского пантеона.

На барельефе слева от правителя находится стоящий на лепестках лотоса Митра - бог-солнце, древнеперсидское божество дружеских связей, согласия и верности заключенным договорам; справа от правителя изображен его брат и предшественник на троне, Шапур II вручающий диадему - символ царской власти. Фигура Ардашира II попирает предположительно поверженного римского императора Юлиана (361—363), левая рука правителя сжимает рукоять меча, а правая принимает диадему.

В действительности же, тело убитого в битве с персами Юлиана никогда не попадало в руки его врагов, но было вынесено с поля боя римлянами и позднее захоронено в Киликии. Его изображение не имеет портретного сходства, т.к. персидский зодчий пользовался римскими монетами с изображением императора в качестве модели.

rock relief - coronation of Ardashir II

скальный релеф, изображающий коронацию Ардашира II
скальный релеф, изображающий коронацию Ардашира II
дворец Чхандоккун, Сеул Баган, Мьянма Храм-музей Чойджин-ламы, Улан-Батор Си Сатчаналай, Тайланд Гималаи, Непал Мандалай, Мьянма Ташкурган, Синьзян Баган, Мьянма храм Та Пром, Ангкор Ват запретный город, Пекин
  Страны и локации 

Любопытно, но и Шапур II никогда не оставлял трон в пользу своего брата, наследовать ему должен был его сын, Шапур III; Ардашир II же будучи младшим братом пришел к власти путем заговора при поддержке придворных.

Таким образом, рельеф представляет собой один из ранних образщиков государственной пропаганды в империи Сасанидов и служит свидетельством попытки закрепить за собой право престолонаследования насильственно захватившим власть узурпатором. Впрочем, Ардаширу II удалось удержаться на троне не долго - не прошло и четырех лет, как он сам был свергнут в результате заговора знати возведшей на престол его племянника, Шапура III.

Малая арка (айван) содержит горельефы правителей Шапура II и Шапура III обращенные лицом друг к другу, а так же надписи на пехлеви, в которых утверждается божественное происхождение древнеперсидской династии и подчеркивается её приверженность поклонению Ахурамазде. Арка создана предположительно во времена правления Шапура III, его изображение по всей видимости представляет собой подвергнувшуюся незначительной корректировке фигуру уже упоминавшегося Ардашира II. В этом случае мы имеем дело с присвоением чужого изображения вернувшим себе власть законным наследником; последнее было распространённым явлением в древности, когда мало кто из подданых знал, как выглядит его повелитель и дворцовые перевороты иногда происходили совершенно незаметно для населения империи, так как тронное имя правителя оставалось прежним.

Shapur II and Shapur III figures

горельеф изображающий Шапура II и Шапура III

Большая арка вмещает в себя сразу несколько горельефов, наиболее заметным из которых является изображение всадника с копьем, которое, как считают исследователи принадлежит царю Хосрову II Парвизу жившему в шестом столетии н.э.; над рельефом всадника помещены три фигуры, предположительно все того же царя в окружениии божеств древнеиранского пантеона, достоверно идентифицировать которых пока что не удалось. Вполне возможно, что справа от царя стоит Митра, передающий ему диадему, а женская фигура слева - это Анахита, богиня влаги, плодородия и медицины. Сцены охотящегося на оленей Хосрова II-ого на боковых внутренних стенах арки изобилуют мелкими деталями и несколько хуже различимы с той точки, откуда посетители парка Так-е Бостан могут их обозревать.

the Big Arch

Большая Арка

deer hunting scene relief

рельеф изображающий охоту на оленей

Немаловажным обстоятельством является тот факт, что месторасположение высеченных в скалах рельефов древнеперсидских царей использовалось зороастрийцами для проведения обрядов возможно за тысячелетия до самого возникновения государства Сасанидов. Причиной такого выбора послужили бьющие из скал источники, в настоящее время наполняющие небольшой ров с водой, который отделяет арки от остальной площади парка. Если обойти старейшую арку изображающую коронацию Ардашира II-ого справа, то можно увидеть торпинки уходящие по склону наверх, подняться туда посетителям не разрешается, однако на скалах явственно видны высеченные ступеньки ведущие в естественные расщелины; вполне вероятно, что в древности там находились святилища зороастрийцев.

Помимо Так-е Бостан в Керманшах заслуживает внимания мечеть Текье Моавен-оль-Молк построенная в эпоху Каджаров, как место траура шиитов; в наши дни мечеть вмещает в себя Антропологический музей и Музей одежды и украшений провинции.

Широко известны зображения на керамических изразцах, которыми облицованы стены мечети - они посвещены сценам газвата пророка Мухаммеда и битвы его внука Хусейна Ибн Али при Кербеле, портретам древних правителей Ирана из династии Ахеменидов и пейзажам построенной ими столицы, Персеполиса.

Крытый рынок города (Tarikeh bazaar - курдский рынок) так же может быть полезен в контексте приобретения сувениров; особо ценится местная бронзовая и медная посуда кустарного производства.

Tarikeh bazaar

Tarikeh bazaar - курдский рынок

Однако, всё вышеперечисленное служит скорее дополнением к важным природным и историческим достопримечательностям, расположенным в окрестностях города.

Прежде всего следует упомянуть грандиозную пещеру Гхар Парау (Ghaar-e Parow) к северо-востоку от Керманшаха. Вход в пещеру открывается на высоте 3050 masl, а первые несколько сот метров спуска представляют собой гигантский, отвесно уходящий вглубь горы Кух-е Парау (Kuh-e Parau) колодец. Гхар Парау широко известна в кругах спелеологов и считается своего рода "Эверестом" у покорителей пещер; спустится на самое её дно (751 метр) сособны только опытные специалисты прошедшие специальную подготовку, в то время как совершить восхождение ко входу в пещеру могут все любители горного треккинга. Помочь организовать такого рода подъем и присоединиться к очередной группе туристов, восходящих на Кух-е Парау могут помочь в Oak Hostel, такие группы как правило совершают подъем к нескольким вершинам Кух-е Парау, откуда открывается впечатляющий вид на город.

Другой важнейшей достопримечательностью признанной UNESCO объектом всемирного наследия является т.н. "бехистунская надпись" в соседнем городке Бехистун (Bisotun), в тридцати пяти километрах к востоку от Керманшаха.

Составленная на трех языках надпись и находящийся рядом с ней барельеф с изображением царя Дария I, поверженного им мятежника Гауматы и пленённых Дарием мятежных царей находится на территории Бехистунского культурно-исторического комплекса. Помимо надписи комплекс включает в себя т.н. "статую Геракла" эпохи Селевкидов, скальные рельефы парфянского периода, недостроенный дворец династии Сефевидов, известный и вызывающий споры исследователей археологический памятник Фархад Тараш (Tarash-e Farhad), караван-сарай построенный по приказу Шаха Аббаса I, пещеру доисторических охотников (Shekarchian Cave) и некоторые другие объекты.

Bisotun inscription

Бехистунская надпись - общий вид
Бехистунская надпись

Бехистунская надпись представляет собой широко известный в кругах историков-востоковедов эпиграфический памятник, дешифровка которого способствовала изучению сразу нескольких записываемых клинописью древних ближневосточных языков - главным образом персидского, вавилонского и эламского; обстоятельства её появления и исторический события в ней отображенные подробно описаны древнегреческими историками, в том числе Геродотом.

Находящаяся же всего в нескольких сотнях метрах от неё т.н. "статуя Геракла" гораздо менее известна, она появилась на склоне горы Бехистун почти на четыре столетия позже, во времена правления Антиоха V; статуя посвещена сатрапу Верхней Месопотамии Клеомену и изображает Геракла Каллиникуса (от греческого καλλίνικος - "прекрасный победитель").

Археологический памятник был обнаружен в ходе ремонта шоссе Багдад-Тегеран в 1959-60 годах, в древности этой магистрали соответствовал торговый путь из Вавилона в Экбатаны.

Heracles Callinicus

статуя Геракла Каллиникуса
статуя Геракла Каллиникуса

Фигура возлежащего на львиной шкуре с чашей в руке Геракла, отдыхающего после совершения им своего первого подвига из двенадцати, мало напоминает греческие образцы того же периода, что указывает на работу местного мастера; некоторые исследователи рассматривают такое неканоническое изображение героя греческой мифологии, как содержащее аллюзии к персонажу из древнеиранского пантеона, а именно к Веретрагне (так же - Варахрам или Баграм), подвиги которого описаны в зороастрийской священной книге "Авеста".

Такой художественный подход отражает распространившийся в поздние годы существования империи Селевкидов религиозный синкретизм, когда перенесённые на местный субстрат образцы греческой иконографии ассимилировалась и переосмысливались в контексте персидской культурно-религиозной традиции. В историческом плане эта тенденция отражает переход политического господства на территориях соответстующих современному Ирану к Парфянскому царству, империя Селевкидов же в это время переживала период упадка и потери территорий.

Рядом со скульптурой Геракла находится и барельеф парфянского периода; высеченный на плоских поверхностях крупной скалы барельеф изображает группу из трех мужчин проводящих зороастрийский ритуал поклонения огню и датируется 51 - 228 годами н.э. Такой разброс в датировке объясняется тем, что центральная фигура барельефа идентифицирована как изображение царя Балаша. Балаш - новоперсидская форма имени, которое в греческой и римской традиции произносилось и отображалось на письме как "Вологаш" или "Вологаз"; в греческих же источниках упоминается несколько парфянских правителей из династии Аршакидов в разное время правивших под таким именем. Их царствования пришлись на период с 51-ого по 228-ой год н.э; по сей день в среде исследователей нет единого мнения относительно того, кто именно из этих правителей изображен на барельефе.

Ещё один важный эпигафический памятник относящийся к раннему периоду возвышения Парфянского царства - это так называемые рельеф и надпись Митридата II (123 - 87 до н.э.).

Mithridates II relief and inscription in it`s current condition

рельеф и надпись Митридата II

Высеченные в скале фигуры Митридата и четырех наиболее приближенных к нему сатрапов изображенны в ряд - в порядке их положения в государственной иерархии; они были нанесены в честь победы "сатрапа сатрапов" Готарза над мятежным парфянским принцем Мехрдадом. Готарз, фактически являясь в поздние годы жизни Митридата II соправителем империи, после кончины последнего присвоил себе титул "аршак" и сам стал править под именем Готарза I из все той же династии Аршакидов. Семнадцать столетий спустя, при губернаторе шахской династи Сефевидов шейхе Али Хан Занганехе оригинальный парфянский рельеф был в значительной степени уничтожен, а поверх него была нанесена другая надпись.

Несколько в стороне артефактов парфянской эпохи и почти в самом дальнем от входа конце Бехистунского культурно-исторического комплекса расположена длинная сглаженная скальная поверхность имеющая высоту около тридцати метров и ширину порядка двухсот метров; находящаяся перед ним и как бы подпирающая эту гигантскую поверхность уступчатая стена имеет длину около ста пятьдесят метров. Датируемый VI веком до н.э. археологический объект, признаный национальным достоянием исламской республики Иран, носит название Фархад Тараш (так же - Тараш-э Фархад).

Фархад Тараш вызвал интерес ещё у историков античности, а позднее и у средневековых географов, включая Истахри (жил в первой половине X века), и Якута аль-Хамави (жил в конце XII - первой четверти XII века).

 

(Продолжение следует)

⇐ Предыдущий отчет Наверх ⇑