Sandan temple (N21) walls decorated by basreliefs
basreliefs of Indra's celestial palace
Одиннадцать строений комплекса Самбор Прей Кук имеют основание в виде восьмиугольника
и спроектированы в соответствии с общими принципами древних индийских руководств по архитектуре.
Считается, что они символически представляют летающий восьмиугольный дворец Индры (Вимана Тривиштапа);
на стенах шести из них находят изображения многоярусной структуры,
верхний этаж которой занимают божества, выглядывающие через округлые окна-чайтья (форма заимствованная из индийской архитектуры),
а на цокольном этаже Гаруда, окруженный рядами мифологических птиц Хамса, удерживает с их помощью дворец в воздухе.
Принадлежность фигур его обитателей достоверно не установлена и является предметом дискуссий,
различные исследователи ассоциируют их, как с верховными божествами индуистского пантеона, так и с Аволокитешварой, Харихарой и т.д.
Octagonal tower (N7)
Дворец Исанавармана I в новой столице не сохранился; предположительно, он был выполнен из дерева, в то же время,
концепция города-храмового комплекса предполагала приоритет использования обожженного кирпича именно для возведения храмов.
Топография комплекса позволяет выделить три основные группы храмов: Южная группа (Прасат Йеи), Центральная группа (Прасат Тао) и Северная группа (Прасат Самбор),
включающая в себя Прасат Сандан и Прасат Бос Реам. Каждая из групп была обнесена стенами и имела центральную башню на возвышении,
окруженную башнями меньшего размера и другими сооружениями. К северу от этих групп выделяют зону-спутник,
в которой находится ещё шестнадцать храмов; по результатам периодически проводимых полевых изысканий
специалисты рассчитывают обнаружить там новые культурные слои эпохи Ченла.
Main temple of the North group (N1)
Оказавшимся в Самбор Прей Кук посетителям первыми попадаются на глаза храмы Северной группы N
– они будут в паре сотен метров за формально отмечающим въезд на территорию сайта шлагбаумом:
Prasat Bos Ream (N15), Daeum Chan (N16-1, 16-2), Prasat Asram Maha Rusei (N17) и Prasat Chrey (N18).
Prasat Bos Ream (N15)
Prasat Asram Maha Rusei (N17)
Ориентированный входом на восток, храм Prasat Bos Ream примечателен фрагментарно сохранившейся надписью над проемом центральной башни,
свидетельствующей о бракосочетании дочери Исанавармана I-ого и индийского жреца-брамина Дургасвамина из Дехкана,
а так же барельефами небесного дворца на обоих его сторонах.
Для осмотра Южной группы (Прасат Йеи) нужно свернуть с пересекающей всю территорию сайта основной трассы 219 направо
и углубится по проселочной дороге в джунгли; метров через семьсот покажутся храмы группы S.
При этом Львиный храм и прочие руины группы С будут примерно в километре на северо-запад,
к ним ведёт отмеченная указателями велодорожка с грунтовым покрытием.
Совершенно реально осмотреть все наиболее значимые храмы перемещаясь только пешком,
хотя на велосипеде или мотобайке это конечно будет гораздо комфортнее.
Заблудиться в Самбор Прей Кук сложно – территорию археологического комплекса убирают в течении дня,
за храмами и посетителями присматривают служащие и выполняющие функцию охраны полицейские.
Сиемреап
Второй по численности населения и самый быстрорастущий город Камбоджи прошел долгий путь от небольшой деревни к югу от
заброшенных и сплошь заросших джунглями храмов древнего Ангкора,
до процветающего экономического центра и крупнейшего туристического направления во всей Юго-Восточной Азии.
Если ещё пятнадцать лет назад Сиемреап не слишком внешне отличался от прочих провинциальных центров страны,
то в настоящее время город преобразился благодаря массовому туризму,
разительные перемены бросаются в глаза даже при самом поверхностном взгляде на местную инфраструктуру.
Подробное знакомство с храмами Ангкора, подразумевающее посещение Сиемреап давно перестало быть прерогативой бэкпекеров,
центр города и окрестности шоссе Preah Sihanouk Avenue ведущей к Археологическому Парку Ангкор плотно застроены отнюдь не бюджетными отелями,
а недавно открывшийся новый аэропорт (Siem Reap Angkor International Airport) появился именно для обслуживания дальнемагистральных прямых рейсов из Европы
и кратно возросшего пассажиропотока из соседних стран.
Одна из самых оживленных туристических улиц в центре города, соседствующая со Старым Рынком (Old Market) Pub Street,
уже давно более всего напоминает филиал широкоизвестной Khao Sun Road в Бангкоке.
Pub Street in the center of Siem Reap
Такое положение дел имеет двоякие последствия - с одной стороны,
всё необходимое для прибывающих в Сиемреап путешественников обнаруживается сразу же,
причем на любой вкус и кошелёк, с другой - практикуются двойные цены на одни и те же товары и сервисы для туристов и для местных.
Особенно остро это касается перемещений по городу, так как общественный транспорт в Сиемреап отсутствует,
а для иностранца поездка на тук-туке или мототакси за приемлемые по средне-камбоджийским меркам деньги часто бывает невозможна.
Решением этой проблемы видится аренда велосипеда или мотобайка;
в прошлом вождение мотобайка туристами в Сиемреап было запрещено,
однако сейчас такого правила уже не существует. Разумеется, необходимо пользоваться шлемом,
штраф за его отсутствие составляет 15$.
Не вполне ясно, стоит ли оставлять арендованный транспорт рядом с храмами Ангкора без присмотра,
не опасаясь угона; велосипед, пристегиваемый цепью к любом стационарному объекту перед въездом,
вероятно, оставляет минимальный риск такого рода.
Сиемреап хорошо подходит в качестве базы для поездок к памятникам древних кхмерских цивилизаций
в северных провинциях страны у границы с тайским регионом Исан, в районе Баттамбанга,
а так же для обследования крупнейшего в Юго-Восточной Азии озера Тонлесап.
Не смотря на то, что в городе работает несколько заслуживающих доверия компаний-перевозчиков,
лишь немногие из потенциально представляющих интерес для самостоятельных путешественников направлений
связаны с ним автобусными маршрутами. На обычном рейсовом автобусе можно уехать:
- в Сисопхон (Sisophon) - это на пути к известному храму Banteay Chhmar, до храма будет ещё 65 километров на север
- в Алонг Венг (Along Veng), к храму Прэахвихеа (Preah Vihear) - в этом случае останется преодолеть 80 километров на восток
- в Баттамбанг, к храмам Эк Пном (Ek Phnom) и Басет (Baset temple) - оба находятся сравнительно недалеко от города
Во всех перечисленных случаях для достижения конечного пункта назначения придется дополнительно нанимать
такси или тук-тук.
Для поездки к бывшей кхмерской столице X-ого века, памятнику всемирного наследия UNESCO Кох Кер (Koh Ker) обычно покупается тур,
так как при помощи общественного транспорта туда и вовсе добраться нельзя.
Если же рассматривать Сиемреап только как плацдарм для знакомства с Археологическим Парком Ангкор
и некоторыми прочими древними храмами рассредоточенными в его пригородах (Sras Srang, Pre Rup, Bakheng),
то первым делом стоит направиться к Angkor Acheological Park Ticket Counter.
Это офис Археологического Парка и то единственное место, где и следует приобретать билеты, именуемые Angkor Pass;
для не слишком развитой в экономическом плане страны, со средней зарплатой порядка двухсот долларов, стоимость их несоразмерно высока.
- билет на один день стоит 37$, действителен в течении пяти дней
- билет на три дня стоит 62$, действителен в течении десяти дней
- билет на семь дней стоит 72$, действителен в течении тридцати дней
Angkor Acheological Park Ticket Counter
counters No. 34 and No. 35 sells tickets for 3 days
Рядом с офисом по продаже билетов будет музей - Angkor Panorama Museum, стоимость билета для не-резидентов составляет 20$,
внутри выставлены макеты всех храмов Ангкора и ста двадцати метровая панорама из живописных полотен изображающих повседневную жизнь
Ангкорской империи периода её расцвета, предоставляется бесплатный гид, фотографировать внутри не дозволяется.
Сложно сказать, насколько посещение музея стоит потраченного времени и денег, учитывая,
что главный вход в самый масштабный и впечатляющий храм всего комплекса - Ангкор Ват, находится всего в четырех километрах к северу от него.
Angkor Panorama Museum
Ролуос
Если в качестве критерия для выбора очередности посещения храмов избрать хронологическую последовательность,
то начинать нужно с храмов Ролуоса, а именно с Баконг (Bakong), Преах Ко (Preah Ko), Лолей (Lolei)
и группы руин древнейшего происхождения рассредоточеных к югу от Баконг,
такой подход позволит проследить эволюцию форм и решений, применявшихся в кхмерской архитектуре.
Несмотря на то, что Ролуос находится в всего в семнадцати километрах к востоку от Сиемреап и его пересекает трасса NR6 ведущая в Пномпень,
никаким общественным транспортом туда не добраться,
впрочем, можно попросить сделать остановку возле деревни Thnal Trang на повороте к Баконг водителя shuttle-bus, следующего из Сиемреап в новый аэропорт.
Стоимость места в shuttle-bus составляет 8$, отправление от Siem Reap Post Office,
в 7:00, 9:00, 11:00, 12:30, 14:00, 15:30 и 17:00. Частные перевозчики за поездку к храму Баконг из центра Сиемреап хотят 20$;
вероятно, и за транспортирование в обратном направлении цена будет аналогичной.
Еще в недавнем прошлом пройти к храмам можно было приобретя отдельный билет за 10$,
сейчас это возможно только с Angkor Pass, который действителен для всех археологических объектов в Сиемреап.
На месте храмовой группы в Ролуос в IX веке находилась одна из многочисленных кхмерских столиц,
а именно, основанная королем Джаяварманом II, Харихаралайя. Появление новой столицы должно было укрепить позиции Джаявармана II,
провозгласившего себя девараджой, т.е. "королем-богом" на завоеванных им землях в районе озера Тонле Сап.
Проводимые этим монархом военные компании имели своей целью объединение обеих частей царства Ченла под единой и сильной, централизованной властью -
и если юго-восточная Ченла (именовавшаяся буквально "Ченла-вода") уже обладала выстроенной системой управления,
то её северо-западная часть ("Ченла-земля"), представляла собой разрозненное образование,
управлявшееся зачастую враждовавшими друг с другом местными царьками и племенными вождями.
Основной причиной, приведшей к ускоренной централизации в "Ченла-вода" стало произошедшее в конце VIII-ого столетия вторжение яванского королевства Шривиджая,
по итогам которого "Ченла-вода" были навязаны вассальные отношения, подразумевавшие регулярную выплату дани и назначение наместников.
Несмотря на то, что присланный с Явы Джаяварман II первоначально был поставлен именно как кхмерский наместник, со временем он сумел добиться независимости
и перешел к созданию собственной империи, последовательно присоединяя территории на северо-западе.
Именно Джаяварманом II был заложен фундамент будущего могущества Ангкора.
На вновь приобретенных землях им было основано несколько столиц
- Махендрапарвата, Индрапура, Амарендрапура и наконец, Харихаралайя, названная в честь синкретического божества Харихара.
Баконг стал главным государствннным храмом Харихаралайи и первым в Ченла пятиступенчатым храмом-пирамидой,
символизировавшим вселенскую гору Меру из космологии дхармических религий, описанную в Пуранах.
В его формах отчётливо просматривается сходство со знаменитым яванским Боробудуром, строительство которого шло приблизительно в те же годы.
Окончательное завершение архитектурного облика храма пришлось уже на правление Джаявармана III и Индравармана I, правивших Камбуджадешей в IX веке.
Выделяющаяся из общей композиции башня на вершине примиды (прасат) имеет гораздо более позднее присхождение, она была добавлена в XII веке.
Пять ярусов Баконга символически отображают иерархическую общность пяти уровней мифологической горы Меру
- нижнего мира полузмей-полулюдей нагов, повинующихся их царю Паянагу,
мира полуптиц-полулюдей суварн, повинующихся Гаруде - крылатому божеству, порождению матери всех птиц Винаты и мудреца Кашьяпы,
мира демонов данава и людоедов-ракшасов, мира духов деревьев якшей, охраняющих дары природы и высшего мира махараджей.
По углам третьего уровня, соответствующего миру демонов, в качестве стражей расставлены монолитные фигуры слонов,
а на следующем за ним уровне якшей равномерно распределены по периметру двенадцать маленьких святилищ.
Пирамиду окружают восемь башен из обожжённого кирпича, а по обоим сторонам от центрального входа симметрично расположены два павильона,
условно называемых библиотеками.
Возведенный двенадцать столетий назад Баконг совершенно не производит впечатления руин -
храм дошел до наших дней в относительно сохранном состоянии благодаря усилиям
французского археолога, архитектора и писателя Мориса Глеза,
занимавшего должность инспектора археологической службы и куратора памятников Ангкора в 1936-1946 годах.
Под его руководством была проведены реставрационные работы - расчистка от джунглей и частичная реконструкция обвалившихся элементов,
при этом применялись те же материалы и технологиии, что и при строительстве.
Существенной частью Баконга являются элементы отделяющие его от окружающего ландшафта - каменная ограда с четырёх сторон,
два широких рва, прямоугольными скобами охватывающие квадрат комплекса с севера и юга и два моста, украшенные фигурами нагов.
Заполнялись рвы водой из барая Индрататака - водохранилища, построенного в Харихаралайе во времена Индравармана I;
таким образом, в то время как храм являл собой модель вселенской горы Меру,
окружавшая его вода должна была символически представлять бескрайний мировой океан из пуранического мифа.
Культура строительства гидротехнических сооружений ирригационного и сельскохозяйственного назначения
имела ключевое значения для всей кхмерской цивилизации. Будучи привнесенной из прибрежных районов Ченла,
где она возникла ещё в период предшествовавший объединению, в континентальной части страны богатой естественными запасами воды
она позволила получать несколько урожаев риса в год и таким образом сформировать систему расширенного воспроизводства продовольствия.
Именно этот фактор привел к взрывному росту численности населения и стал основой для процветания Ангкорской империи.
Распределение накапливавшейся в сезон дождей воды из бараев, строившихся коллективными усилиями подданных империи,
было прерогативой девараджи - "короля-бога" и служило укреплению его политической власти.
Барай Индрататака, воды которого заполняли водоём окружавший островной храм Лолей, так же использовались для нужд сельского хозяйства,
однако в период последовавший за распадом империи он был заброшен. В отсутствие централизованной власти прекратились необходимые работы по очистке его дна и прилегающих каналов,
поддержанию дамбы в рабочем состоянии; заросший водной растительностью барай превратился в рассадник малярии и позднее был осушен,
в наши дни на его месте находятся участки земли в частной собственности.
По сравнению с Баконг, Преах Ко значительно более скромных размеров, из всех построек храма
хорошо сохранились только шесть стилистически напоминающих гопурам башен
стоящих на невысокой квадратной платформе,
средняя башня первого ряда несколько крупнее и выдвинута вперёд; предполагается,
что она была предназначена для шиваистских ритуалов проводившихся узким кругом избранных жрецов-брахманов.
Как следует из обнаруженных в храме надписей на санскрите и кхмерском языках, он был основан Индраварманом I и посвящен его предкам, в частности Джаяварману II.
Напротив башен расставлены три скульптурных изображения быка Нанди, спутника Шивы, что и дало название храму, оно означает "священный бык".
Стилистика в которой выполнены декоративные элементы башен Преах Ко - расставленные в нишах фигуры дварапал,
оформление входных проемов фигурными колоннами и монументальным резным фронтоном,
обильная резьба по камню с преобладанием элементов растительного орнамента, в дальнейшем послужила образцом для храмов Ангкора.
Археологический парк Ангкор
Тема культурного наследия кхмерской империи периода XI-XII веков и его аспектов, касающихся храмовой архитектуры Ангкора слишком широка для формата отчета;
об этом написано немало научно-популярных книг, исследовательских статей и монографий.
Нижеследующее описание лишь кратко отмечает посещённые сайты на территории Ангкорского Археологического Парка,
ни в коей мере не претендуя ни на их детальное описание, ни на подробное изложение истории того или иного объекта.
От центра Сиемреап до западного (основного) входа на территорию грандиозного дворцово-храмового комплекса, именуемого Ангкор Ват порядка семи километров,
и до восточного входа приблизительно столько же; на пути к обоим стоят Ticket Checkpoints, т.е. пункты контроля, где билеты Angkor Pass проверяются и компостируются.
В XII-XIII веках западный вход одновременно являлся началом шоссе, соединявшим столицу с городом Вимаяпура (Vimayapura),
в центре которого находился известный храм Прасат Хин Пхимай (Prasat Hin Phimai).
В наши дни Прасат Хин Пхимай обнаруживается на территории соседнего Тайланда,
в провинции Пхимай и представляет собой крупный и хорошо сохранившийся храмовый комплекс в типичном кхмерском стиле, напоминающем эстетику Бапуон (Baphuon) в Ангкоре.
Весьма существенным фактом является то, что Прасат Хин - это не индуистский, а изначально буддийский храм, никогда не подвергавшийся конверсии.
Это свидетельствует об отсутствии намерений у повелителей ангкорской империи навязать завоеванным племенам плато Корат шиваизм,
взамен традиционно укоренившегося в тех местах буддизма тхеравады со значительным влиянием анимизма и культа предков;
по-видимому, кхмеров устраивал и простой административный контроль над этими землями.
Prasat Hin Phimai
По сравнению с предыдущими десятилетиями, подходы к украшенному фигурами семиглавых нагов мосту ведущему к западному входу в Ангкор Ват
наконец-то освободились от навязчивых местных экскурсоводов, фотографов, продавцов путеводителей,
воды и прочей занимающейся изыманием денег у иностранцев публики;
теперь даже водители тук-туков развозящие посетителей от одного храма до другого оставляют свои транспортные средства у шлагбаума,
за пару сотен метров от входа.
entrance to Rainbow bridge in 2009
Широкий ров пересекает крестообразный каменный мост, называемый Радужным (Rainbow bridge),
он символизирует путь из мира людей в иную, высшую реальность, где обитают божества индуистского пантеона.
Rainbow bridge
Первым встречающим посетителей сооружением по ту сторону рва будут увенчанные тремя башнями Слоновьи ворота,
от которых в северном и южном направлениях вытянулись открытые галереи с рядами колонн,
их стены украшены фресками танцующих апсар - духов воды, принявших женское воплощение.
Из нескольких сотен фигур невозможно обнаружить ни одну пару одинаковых, изображение каждой апсары несёт в себе индивидуальные черты.
Elephant gates
Elephant gates, gallery
Внутри двух башен, уже совершенно не напоминающих формами заимствованный из индийской архитектуры гопурам,
а выполненных в полностью сформировавшемся, зрелом кхмерском стиле, установлены каменные изваяния Вишну.
Vishnu statues
За башнями Радужный мост имеет своё продолжение, ведущее через Террасу Почёта (Terrace of Honor) к украшенной фигурами львов лестнице парадного входа,
по обе стороны от него находятся два павильона условно называемые "библиотеками", хотя их истинное назначение в эпоху создания Ангкора остается неясным.
Rainbow bridge extention
Library pavilion and the main entrance to Angkor
Поднявшись по лестнице и пройдя через главный вход посетители попадают в западную галерею,
северное крыло которой условно именуется "Битва за Ланку", а южное "Битва за Курукшетру".
Оба содержат протяжённые живописные рельефы повествующие о ключевых событиях из древнеиндийских эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата" -
битву Рамы и его армии обезьян с повелителем острова Ланка, предводителем демонов и асуров Раваной
и битву кланов Каурвов и Пандавов из династии Куру.
Рельеф из северного крыла - "Битва за Ланку" демонстрирует рукопашную схватку мифологических героев искусно и в мельчайших деталях.
Рама показан стоящим на плечах обезьяноподобного божества Ханумана с луком в руках, рядом с ними демон Вибхисана - брат Раваны, с которым Рама заключил союз
и брат Рамы, Лакшмана; справа от этой группы главнокомандующий армии обезьян-ванаров Нила ведёт сражение с гигантским ракшасом Прахастой.
На следующем фрагменте рельефа изображена битва Ангады, сына Вали с военачальником Маходарой,
и далее, сам двадцатирукий Равана едущий на колеснице.
Western gallery
За западной галереей проход ведёт в крестообразные крытые галереи с колоннами (Preah Poan), называемые так же галереями тысячи Будд;
по сторонам от их пересекающихся главных осей симметрично расположились квадратные бассейны, заполнявшиеся водой.
В древности главным резервуаром для всей системы водоснабжения ангкорской столицы Ясодхарапура (Yasodharapura) служил Западный Барай (Baray Teuk Thla),
в наши дни он пересох в восточной части,
а каналы проложенные для наполнения ритуальных бассейнов более не существуют.
Cruciform galleries
Далее следует подъем на уровень, соответстующий внутренему двору;
в центре его возвышается крутая, ступенчатая терраса квадратной формы,
с расставленными по периметру восемью высокими башнями. От подножья террасы широкие лестницы уводят наверх,
ко главному святилищу находящемуся в центральной, девятой башне - самой высокой точке всего комплекса.
Inner yard
Так же, как и в случае с Баконгом, проект Ангкора, как храма-дворца исполнявшего функцию столицы, носил концептуальный характер
и олицетворял собой модель мифологической вселенной из индуистских мифов, изложеных в Пуранах.
Даже снабжавший Ангкор водой Западный барай в первую очередь рассматривался, как метафорическое воплощение мирового океана
в центре которого находится вселенская гора Меру, его же практическое назначение
- накопление воды в сезон дождей для дальнейшего равномерного использования в заливном рисоводстве, считалось вторичным.
Отличие от идей, лежавших в основе проекта Баконга состоит в том, что во времена правления Сурьявармана II (1113 - 1150 год), когда стоился Ангкор,
произошло смещение акцентов в исповедовавшемся кхмерами индуизме; перенятый ранее южноиндийский шиваизм ушел на второй план,
а приоритетом стало почитание Вишну.
Парадоксальным образом, оригинальное название храма-дворца во времена его создания неизвестно, но возможно, оно звучало как "Варах Вишну-Лок",
что буквально означает "царь, ушедший в высший мир Вишну"; такое название должно было посмертно сохранить память о Сурьвармане II, инициаторе строительства.
Ангкор пробыл столицей сравнительно недолгое время, примерно через двадцать семь лет после смерти Сурьявармана II, он был разграблен чамами,
извечными врагами кхмеров.
Империя возродилась при правлении Джаявармана VII, основавшего новую столицу и построившего свой государственный храм,
каковым стал Ангкор Том (Angkor Thom), а затем и знаменитый Байон (Bayon), получивший широкую известность в наши дни.
К концу XII века, во многом из-за религиозных идей позаимствованных у поглощенных кхмерской державой монских королевств,
а так же благодаря постоянно присутствовавшему в этой части Юго-Восточной Азии влиянию бенгальских буддийских университетов, процветавших под покровительством династии Гуптов,
правители ангкорской империи постепенно перешли от культа девараджи, то есть "царя-бога",
к декларируемому идеалу "царя-бодхисаттвы", позаимствованному из буддизма Махаяны.
Подробный осмотр главного храма-дворца Ангкорского Археологического Парка может занять полный световой день;
следующим утром однако, придется вернуться к его западному входу, что бы оттуда по широкой дороге с асфальтовым покрытием направиться на север,
к уже упоминавшемуся Байону и группе храмов рассредоточенных поблизости.
(Продолжение следует)