Блог самостоятельного путешественника по Азии

Эгейское побережье Турции и Ликийская тропа

Стамбул - Чанаккале - Троя - Бергама (Пергам) - Измир - Сельчук (Эфес) - Денизли

Памуккале - Афродизиас - Фетхие - Патара - Анталья

В ходе подробного, развёрнутого путешествия по Ирану - от южного побережья Каспийского моря на севере страны до Хормузского пролива на юге, от коллег самостоятельных путешественников неоднократно доводилось слышать о цивилизационной схожести Турции со своим юго-восточным соседом; логистика перемещений, обилие культурно-исторических достопримечательностей сохранившихся с древнейших времен, мягкий климат и развитая туристическая инфраструктура предопределили выбор Турции, как наиболее подходящего начального пункта для поездки по странам Ближнего Востока осенью 2020 года.

Вследствие своего географического положения Турция соединена со странами Европы, Азии и Ближнего Востока множеством авиалиний; международными рейсами можно прилететь как в Стамбул или Анкару, так и ещё в три с лишним десятка аэропортов на территории страны.

Меж тем, добраться из старого аэропорта Стамбула (Istanbul Ataturk Airport) до исторического центра города и популярного у туристов района Султанахмет может оказаться нетривиальной задачей; автобусы, отправляющиеся от автобусного терминала в нижнем, подземном этаже аэропорта разъезжаются по разным, зачастую удаленным от центра районам города; на некоторых маршрутах к оплате принимается ISTANBUL Kart, продающиеся в автоматах установленных в терминале, для проезда в автобусах других компаний билет нужно покупать в кассе, рядом с перроном отправления; служащие терминала в своей массе английским не владеют, поэтому всю процедуру транспортирования из аэропорта до города полезно будет прояснить сразу же по прилету, на информационной стойке в зале прибытия.

Так же, разумно будет ещё в аэропорте приобрести SIM карту местного оператора (это будет Turk Telecom или Vodafone), подключенный мобильный интернет и google maps позволят не заблудиться в разбросанном сразу по двум частям света пятнадцати-миллионном мегаполисе. Стоимость SIM карты и стандартного пакета из пяти гигабайт траффика, звонков и 300 смс составит порядка 210 турецких лир (TRY); в городе, в небольших магазинах торгующих мобильными телефонами и электроникой можно найти предложения и подешевле - порядка 180 лир, но для иностранцев процесс внесения паспортных данных в центральную базу, необходимый для активации SIM карты далеко не так очевиден, как для турецких граждан; вполне возможно, что разобраться с этим смогут только непосредственно в офисах Turk Telecom или Vodafone.

Стамбул, изначально именовавшийся Византий

,

а в самом недавнем историческом прошлом - Константинополь, город с древней и насыщенной событиями историей, был основан в седьмом столетии до нашей эры греческими колонистами; на протяжении тысячелетий город был частью многих империй - Римской, Византийской, после захвата крестоносцами в 1204 году - Латинской, а с 1453 года - Османской; позднее, во времена Турецкой республики в 1923 году столица была перенесена из Стамбула в Анкару; как бы то ни было, и в наши дни город остается важнейшим политическим и экономическим центром страны.

Столь богатое историческое прошлое города представлено многочисленными памятниками и артефактами далеких эпох; забегая вперед, стоит упомянуть что в бывшей столице целесообразно провести по меньшей мере на несколько дней; даже с учетом того, что побережье Эгейского моря изобилует античными руинами и средневековыми замками - дворцы, музеи, мечети, церкви и соборы Стамбула стоят того, что бы задержаться там подольше.

Istanbul city view

Стамбул, вид на Галатскую башню
Стамбул, вид на азиатскую часть города

Начать знакомство с историческим центром города можно с посещения знаменитого патриаршего Собора Святой Софии, обращенного в мечеть (Большая мечеть Айя-София); находится он рядом со станцией наземного метро Sultanahmet и в непосредственной близости от площади с тем же названием; неподалеку будет знаменитая Голубая Мечеть с шестью минаретами, Музей Святой Ирины, представляющий собой византийскую церковь 4-ого века н.э., Дворец Топкапы ( один из крупнейших музеев мира, включён в список Всемирного наследия UNESCO) и целый ряд прочих исторических музеев, обязательных к посещению для всех интересующихся цивилизациями Малой Азии.

Saint Sophia Cathedral - Hagia Sophia Grand Mosque

Собор святой Софии - мечеть Айя-София
Собор святой Софии - мечеть Айя-София
Собор святой Софии - мечеть Айя-София

Первая церковь появилась на месте нынешнего месторасположения собора еще при римском императоре Константине I, сделавшим христианство официальной государственной религией в империи и перенесшим столицу в Византий, позднее переименованный в его честь в Константинополь. С тех пор культовые христианские сооружения возводились, горели, разрушались вследствие землетрясений и сменяли одна другую, пока в шестом веке нашей эры императором Юстинианом I не было начато строительство новой церкви совершенно иного масштаба.

В соответствии с традициями и практиками Византийской империи, для строительства были использованы наилучшие материалы доставляемые зачастую из самых удаленных уголков империи, а так же фрагменты отделки и архитектурные элементы изъятые из языческих храмов.

Строящийся собор должен был воплощать идею неограниченного могущества империи и доминирования христианской веры, как социального института поддерживающего и легитимирующего императорскую власть.

После землетрясения 989-ого года часть купола собора обрушилась и его пришлось возводить заново, стены были укреплены контрфорсами, значительно изменившими первоначальный вид постройки.

В 1204 году собор подвергся полному разграблению участниками четвертого крестового похода, захватившими Константинополь; почти вся представлявшая ценность утварь, элементы убранства и реликвии были вывезены на Запад, а сам собор стал католическим.

В 1453 году Константинополь был захвачен турецким султаном Мехмедом II и стал столицей Османской империи, а Собор Святой Софии был превращен а мечеть, в связи с этим к нему были пристроены четыре минарета; фрески с изображениями библейских сюжетов были скрыты под известковой штукатуркой, а орнаменты с христианской символикой завешены полотнами с изречениями из Корана; так же в углу основного зала был добавлен михраб, указывающий направление молящимся на юго-восток, в сторону священного города Мекка и минбар, откуда имам обращался с проповедями к правоверным.

В середине 19-ого века собору ставшему мечетью угрожало обрушение, в связи с чем впервые за много столетий были проведены реставрационные работы; при их проведении под штукатуркой обнаружились оригинальные византийские фрески.

дворец Чхандоккун, Сеул Баган, Мьянма Храм-музей Чойджин-ламы, Улан-Батор Си Сатчаналай, Тайланд Гималаи, Непал Мандалай, Мьянма Ташкурган, Синьзян Баган, Мьянма храм Та Пром, Ангкор Ват запретный город, Пекин
  Страны и локации 

Первые археологические раскопки на территории прилегающей к собору проводились в 20-ых годах прошлого века, ниже уровня фундамента были обнаружены фрагменты Юстиниановой базилики и построек времен императора Феодосия.

Декретом правительства Турецкой республики в 1935 году собор был объявлен музеем; после этого западные исследователи получили доступ к внутренним помещениям для изучения исторических артефактов, сохранившихся с времен предшествовавших исламскому завоеванию.

Последний раз статус Айя-Софья менялся в 2020 году, когда музей снова был объявлен действующей мечетью, что вызвало широкую волну протестов во всем христианском мире.

В настоящее время посетить мечеть могут все желающие, в том числе и не-мусульмане, но в связи с межконфессиональной напряженностью повышенное внимание уделяется вопросам безопасности, по периметру и внутри здания рассредоточены многочисленные полицейские и сотрудники службы безопасности, в том числе в штатском; во время намаза не-мусульманам вход в основной, молельный зал запрещен.

Hagia Sophia mosque

Собор святой Софии - мечеть Айя-София

Всего в нескольких сотнях метров от Айя-Софья находится главная и самая большая мечеть Стамбула - Султанахмет, так же называемая Голубой мечетью. Благодаря своим шестью минаретам, архитектурная концепция постройки отходит от канонического решения с четырьмя минаретами; свое название мечеть получила благодаря отделке внутренних интерьеров изразцами изникской керамики, выполненных в характерной сине-белой расцветке.

Голубая мечеть гораздо более поздняя постройка, чем Айя-София, её строительство начатое по инициативе султана Ахмеда I пришлось на начало 17-ого века, поэтому место для её возведения рядом с дворцом Топкапы было предварительно расчищено от древних построек еще византийской эпохи, остатков римского ипподрома и частных домов.

Попасть в мечеть не-мусульманам можно в промежутках между намазами; в дни, являющиеся религиозными праздниками в соответствии с Хиджарой и в пятницу вход разрешен только для мусульман.

Sultanahmed mosque

мечеть Султанахмет

мечеть Султанахмет минарет мечети Султанахмет

Мечеть Султанахмет расположена к юго-западу от Собора Святой Софии; в противоположенной стороне находится дворец Топкапы, являющийся в настоящее время одним из крупнейших музеев мира.

Строительство дворца последовало за взятием Константинополя султаном Мехмедом II Завоевателем и продолжалось с 1460 по 1478 годы; масштабное сооружение стоит на руинах византийского акрополиса и занимает т.н. исторический полуостров Стамбула (районы Фатих и Эминёню), омываемый водами Босфорского пролива и бухты Золотой Рог.

Со стороны пролива и бухты дворец окружен укреплениями, построенными еще в византийскую эапоху, а подходы со стороны материка перекрыты стеной, возведенной по приказу султана Мехмеда II.

Дворец служил административным, политическим и образовательным центром империи, а так же официальной резиденцией всех османских султанов вплоть до Абдул-Меджида I, правившего в 1839—1861 годах, при котором резиденция была перенесена в новый дворец Долмабахче; музеем дворец Топкапы стал в соответствии с указом Мустафы Кемеля Аттатюрка в 1924 году.

Entrance to Topkapi Saray Museum

дворец Топкапи, вход в первый двор янычар
дворец Топкапи

К сожалению, по состоянию на сентябрь 2020 года музей был закрыт вследствие карантинных мер, введенных в Стамбуле руководством Турецкой республики; так же были закрыты Стамбульский археологический музей (Istanbul Arkeoloji Muzeleri) и Музей турецкого и исламского искусства (Turk ve Islam Eserleri Muzesi), расположенные неподалеку.

Из памятников античности, попадающихся на глаза в процессе исследования исторической части города следует упомянуть Колонну Константина и Акведук Валента, колонна стоит совсем рядом с площадью Султанахмет, а акведук обнаруживается в старой части города, на бульваре Ататюрка.

Aqueduct of Valens

Акведук Валента

Column of Constantine

дворец Топкапи дворец Топкапи, вход в первый двор янычар

Навряд ли в настоящее время колонна Константина может произвести сильное впечатление даже на активно интересующихся древней историей туристов; тем не менее, этот монумент по праву входит в список всемирного культурного наследия UNESCO.

Воздвигнута колонна была еще в 330 году нашей эры Константином I, перенесшим столицу в Византий, и изначально представляла собой монумент императора, чья бронзовая статуя - с копьем в руке и короной с зубцами в виде солнечных лучей, была установленна на вершине колонны; после восьми столетий статуя была заменена на крест, низверженный сразу после исламского завоевания в 1453 году. На протяжении веков колонна неоднократно разрушалась вследствии землетрясений, стихийных бедствий и восстанавливалась заново, особенно значительный ущерб был нанесен монументу крестоносцами, захватившими город в 1204 году; после сильнейшего пожара 1779 года, по приказу султана Абдул-Хамида I почерневшую и растрескавшуюся колонну укрепили обвязкой из железных обручей; наверху до наших дней сохранилась выложенная каменной кладкой надпись, сделанная еще в период правления византийского императора Мануила I.

Акведук Валента - попадается на глаза при движении из европейской части города в азиатскую часть, немного недоходя до моста Ататюрка через бухту Золотой Рог.

Собственно, фрагмент акведука в районе бульвара Ататюрка представляет собой очень малую часть гигантской системы водоснабжения города, построенной в середине четвертого столетия нашей эры при императорах Констанции и Валенте; поступавшая из системы вода аккумулировалась в трех открытых резервуарах и более чем ста подземных цистернах, таких как Цистерна Базилика, общей емкостью более миллиона кубических метров.

Вода в систему поступала из двух линий - с северо-востока и с северо-запада, которые соединялись за стенами, недалеко от Адрианопольских ворот.

Рядом с восточной оконечностью акведука находился распределительный завод, а западное ответвление уходило к стенам собора Святой Софии, т.к. вода из акведука питала так же и зону императорского дворца. В византийские времена две дороги, важные для топографии средневекового Константинополя, пересекались под восточной частью акведука; впечатляющий участок Bozdogan Kemeri проходил между третьим и четвертым холмами Константинополя, занятыми в то время Капитолием и церковью Святых Апостолов.

В 382 году после сильной засухи император Феодосий I построил новую линию, забиравшую воду из северо-восточного региона.

Акведук питал три большие цистерны под открытым небом за пределами стен Константинополя IV века н.э.: цистерну Мокия, цистерну Аспара, цистерну Аэция; они были окружены длинной цепью Феодосийских стен, построенных позднее, в V веке. Еще две цистерны под открытым небом внутри стен города питались из акведука Валента, одна из них была в Сарачане, а другая в Баб-Али Каддези.

При императоре Юстиниане I акведук был поврежден землетрясением и длительное время восстанавливался, работы продолжались и при правлении Юстиниана II.

На протяжении последующих столетий, система водоснабжения Константинополя расширялась и перестраивалась; после падения Византийской империи османы приложили немало усилий для её расширения, позаботившись о постройке новых ответвлений; целью было предотвратить возможную угрозу перекрытия поступления воды в город, в случае вероятной осады с суши.

Продолжив движение по бульвару Ататюка от акведука до моста через бухту Золотой Рог и перейдя в азиатскую часть Стамбула, несложно дойти пешком до Галатской башни, которую хорошо видно из европейской части.

Средневековая башня была построена в 1348 году генуэзцами, образовавшими в Константинополе свою влиятельную диаспору; башня в те времена именовалась "Христовой" и была самой высокой постройкой города; на протяжении столетий она многократно горела и восстанавливалась, последний раз реставрационные работы проводились в 60-ых годах прошлого века, практически заново был построен конический купол.

Galata Tower

Галатская башня Галатская башня, вид с улицы

Направившись от Галатской башни в сторону Монумента Республика, находящегося рядом со станцией метро Taksim, можно обнаружить по дороге несколько православных, армянских, римско-католических и англиканских церквей; Церковь святых Павла и Петра, Церковь Святой Марии Драперис - один из старейших римско-католических приходов Стамбула, Крымскую мемориальную церковь, Армянскую католическую церковь Сурп Пиргич, Церковь Святого Антония Падуанского, Церковь Святой Троицы, считающуюся самым большим действующим православным храмом города, и другие. Многие церкви были построены в средние века уже после Османского завоевания и несмотря на острые межконфессиональные противоречия сохранились до наших дней; официально Турецкая республика является светским государством, но определенная напряженность в отношении христианских культовых сооружений сохраняется, некоторые из вышеупомянутых храмов могут быть закрыты для посещения из соображений безопасности, либо открыты в строго определенные часы.

Church of St. Mary Draperis

Церковь Святой Марии Драперис
Церковь Святой Марии Драперис

Holy Trinity Church

Церковь Святой Троицы
Церковь Святой Троицы

Сама площадь Taksim примечательна памятником, посвященным пятой годовщине основания Турецкой Республики в 1923 году, а так же многочисленными политическими акциями, демонстрациями и митингами традиционно на ней проходящими.

С западной оконечности площади находится строящаяся мечеть, так же именуемая Taksim; её открытие намечено на 2021 год.

Сложно считать знакомство с турецкой столицей вполне состоявшимся без посещения Grand Bazzar - одного из самых старых и многолюдных крытых рынков в мире. Рынок ведет свою историю с середины 15-ого века, целью его строительства, начатого султаном Мехмедом II вскоре после завоевания Константинополя было стимулировать экономическую активность в городе.

История рынка представляет собой череду слияний и укрупнений нескольких локальных торговых рядов, специализировавшихся на тканях и драгоценностях в универсальную, разветвлённую систему розничной продажи и заключения оптовых сделок, объединявшую наряду с прочими рынками Стамбула все подконтрольные Османской империи территории.

Во второй половине 15-ого и начале 16-ого века образовавшийся торговый квартал неоднократно страдал от пожаров и землетрясений; в 1766 году он фактически заново был восстановлен после особенного разрушительного землетрясения личным архитектором султана Мустафы III.

Grand Bazar

Гранд-базар(Kapalicari) Гранд-базар(Kapalicari)

По левую сторону от главного входа в Grand Bazar (Gate 1) виднеется мечеть Баязид, построенная в начале 16-ого века султаном Баязидом II - сыном Мехмеда II, завоевателя Константинополя; как и Grand Bazzar она неоднократно разрушалась вследствие землетрясений, последний раз масштабные восстановительные работы проводились в 1767 году.

Bayezid mosque

мечеть Баязид

Безусловно, посещение вышеописанных достопримечательностей может лишь помочь составить самое общее представление о городе с такой древней и насыщенной драматическими событиями историей; как бы то ни было, множество прочих заслуживающих внимания мест находятся относительно недалеко от турецкой столицы.

Доехать из Стамбула в город Чанаккале, центр одноименной провинции, проще всего на автобусах уходящих с терминала рядом со станцией метро Otogar (красная ветка); маршрут обслуживается сразу несколькими компаниями и вполне реально купить билет и уехать в тот же день, обычно сразу несколько автобусов с небольшими интервалами отправляются в первой половине дня; прочие возможные варианты - доплыть на пароме или даже долететь самолетом; как это реализовать на практике осталось невыясненным.

Провинция Чанаккале

известна прежде всего грандиозным сражением, известным как Дарданелльская операция или Галлипольское сражение, произошедшим в конце 1915 - начале 1916 года в ходе Первой Мировой войны между Османской Империей и коалицией стран Антанты.

Помимо зтого, провинция известна археологическим сайтом обнаруженным археологом-любителем Генрихом Шлиманом в 1870 году и рассматривающимся многими современными археологами и историками как руины города Троя, об осаде и гибели которого рассказывает древне-греческий эпос "Иллиада"; однако, прибрежные районы по обе стороны от сужения пролива Дарданеллы были обитаемы по меньшей мере уже за 4800 лет до н.э. и с тех пор в стратегически важном для морского сообщения регионе произошло множество исторических событий; артефакты и следы многих из них дошли до наших дней.

К югу от предполагаемых руин Трои лежат развалины ещё одного греческого города, позднее ставшего римской колонией - Александрии Троадской или Троады. Город был основан в конце IV столетия до н.э. одним из полководцев Александра Македонского Антигоном I Одноглазым, ставшим после смерти Александра сатрапом Фригии. Некогда процветающий греческий полис был крупнейшим центром торговли во всей Анатолии, здесь бывал Юлий Цезарь, а позднее и император Константин; со временем город пришел а упадок и прекратил свое существование. Раскопки Александрии Троадской начались только в 1997 году, в настоящее время очерчены границы скрытого под наносными слоями грунта города, идут раскопки, намечены реставрационные работы; по заверениям властей провинции, сайт будет открыт для посещения туристами.

Если продолжить движение от руин Александрии Троадской далее вдоль побережья, немного не доезжая средневекового замка в Babakale на юго-западной оконечности полуострова Biga, рядом с поселком Gulpinar можно обнаружить святилище Аполлона Сминтея (Сминтейон). Святилище относится к позднему эллинистическому периоду, оно было одним из важных культовых центров Троаса в древние времена; в непосредственной близости от него найдены останки доисторического поселения датируемого приблизительно V тысячелетием до н. э.

Со времен Византийской и Османской империй в провинции Чанаккале сохранились многочисленные крепости и замки, возведенные как на азиатской стороне пролива Дарданеллы, так и на Галлипольском полуострове.

Для самостоятельных путешественников прибывающих в столицу провинции наиболее очевидными будут крепости Кале-йи Султание (Крепость Султана), так же называемая Чименлик и крепость Килитбахир (Kilitbahir), стоящая на противоположенном от города берегу; в Чименлик в настоящее время расположился военно-морской музей, с экспозицией безусловно заслуживающий внимания; к сожалению, как и многие музеи Турецкой Республики по состоянию на сентябрь 2020 года он был закрыт. Добраться до крепости Килитбахир можно переправившись через пролив на пароме, это займет не более 20-25 минут; следует иметь ввиду, что паромы из порта Чанаккале отправляются по двум разным маршрутам - до пирса Kilitbahir и до пирса Gestas, причал Kilitbahir находится совсем рядом с крепостью, а из Gestas туда ходит каждые полчаса местный автобус.

ferry from Canakkale to Gestas

переправа из Чанаккале в Гестас

Пара крепостей - Кале-йи Султание и Килитбахир представляет собой часть фортификационного комплекса, контролировавшего стратегически важный пролив Дарданеллы на пути из Средиземного моря в Черное; крепости Седдюльбахир и Кумкале образуют вторую пару. Место для стороительства было выбрано с учетом топография пролива, крепости стоят в самых узких его участках; их батареи позволяли надежно перекрыть пролив перекрестным огнем в случае попытки прорыва.

Kilitbahir fortress

крепость Килитбахир
крепость Килитбахир
крепость Килитбахир
крепость Килитбахир

Основная причина посетить Чанаккале - это развалины легендарной Трои. Руины и открывшийся в 2018 году рядом с ними музей Трои расположены примерно в тридцати километрах к югу от города; преодолеть это расстояние представляется возможным воспользовавшись местными микроавтобусами, отправляющимися от небольшой автостанции под мостом Ataturk Koprusu до деревни Tevfikiye.

Основная причина возникновения в 3-м тысячелетии до нашей эры хеттского города Вилуза сугубо географическая, выбранное для строительства города место позволяло контролировать пролив Дарданеллы, находилось на пути из Южной Европы в Азию и было удобно для торговли; позднее город перешел в руки греческих колонистов и стал именоваться Троей.

Широко известна история предпринимателя и археолога-любителя Генриха Шлимана, обнаружившего сайт во время проводившихся им раскопок холма Хиссарлык в 1868 году; информация о возможном месте расположения древнего города, позднее признанного многими исследователями развалинами Трои была получена Шлиманом от британского археолога Френка Калверта; последний содействовал организации первых сезонов раскопок на Хиссарлык и снабжал Шлимана детальной информацией, касающейся принадлежности тех или иных находок к различным по времени происхождения геологическим слоям.

В настоящее время исследователи Трои различают десять отличающихся датировками культурных слоев на месте города, который неоднократно разрушался захватчиками и отстраивался вновь; всего же было обнаружено более пятидесяти фаз застройки. Следы сопровождавшегося сильным пожаром полного разрушения города, соответствующие предполагаемым датировкам описанной Гомером войны троянцев с ахейцами (т.е. приблизительно двенадцатому веку до н.э.) приходятся на слои называемые Троя VII.

Краткое описание найденных слоев можно отобразить следующим образом:

  • Троя I-III прибрежная Троянская культура (3000-2100 до н. э.)
  • Троя IV-V Троянская культура, малоазиатская цивилизация (2100-1700 до н. э.)
  • Троя VI-VII высокая Троянская культура (до н. э. 1700-1100)
  • Троя VIII Греческое поселение (700-85 до н. э.)
  • Троя IX Римское поселения (ок. 85 год н.э. - середина 500 годов н.э.)
  • Троя X Византийское поселение (12 - 13 век)

Нужно отметить, что характер местности вокруг руин Трои сильно изменился, от самой западной точки раскопок до берега моря более четырех километров, тогда как в древние времена пляж был в непосредственной близости от городских стен. Археологи объясняют этот факт отложениями осадочных пород и грязи, приносимыми на протяжении тысячелетий водами реки Карамендерес и превратившими залив и удобную когда-то для судоходства бухту в аллювиальную равнину. По всей видимости этот факт сыграл свою роль в упадке и исчезновении города; в позднейшие по отношению к троянской войне времена, известные правители, цари и императоры отдавали предпочтение другим географическим локациям при выборе столицы провинции или государства; возможно причина кроется так же в том, что в те времена пролив Босфор технически было проще контролировать.

Ruins of Troy

руины Трои - реконструкция
руины Трои
руины Трои
руины Трои

В более поздние эпохи, на закате древне-греческой цивилизации и при римском владычестве в Анатолии (культурные слои Трои VIII и IX) город приобрел статус крупного религиозного центра; в 85 году до н.э. Троя в очередной раз была захвачена - на этот раз армией римского полководца Фимбрия и значительно пострадала; позднее, в 69-79 годах н.э. при правлении императора Веспасиана - восстановлена; с тех времен до наших дней дошли руины греческо-римского святилища с алтарями, усыпальницами и каменными саркофагами, стоящего на культурных слоях Трои VI-VII.

Greco-Roman sanctuary

греко-римское святилище

Следует заметить, что большая часть предметов найденная Шлиманом во время раскопок в Трое, в т.ч. так называемый "клад Приама" была вывезена им в Афины, а после того, как многие европейские музеи отказались её принять по финансовым и политическим причинам находилась в его частной коллекции, пока не была передана властям Пруссии и Германской империи и выставлялась в берлинском античном собрании. После оккупации Германии в 1945 году предметы составляющие "клад Приама" в количестве более 10 000 единиц (значительная часть - золотые и серебренные бусины, мелкие украшения и фрагменты керамики) были вывезены в Советский Союз и хранились в запасниках Эрмитажа; "клад Приама" считался утерянным, о его местонахождении стало известно только в 90-ых годах прошлого века. Так же, некоторая часть артефактов из раскопок Трои в настоящее время является собственностью Pergamonmuseum в Берлине.

Музей Трои занимает четыре этажа просторного, современного здания в форме куба, отделанного покрытыми цвета ржавчины металлическими листами, что в соответствии с идеей архитекторов и дизайнеров компании Yalin Architectural Design должно подчеркивать древность предметов, там хранящихся.

Troy museum

музей Трои

Экспозицию музея составляют предметы найденные на территории провинции, а так же переданные Измирским археологическим музеем, Стамбульским археологическим музеем, музеем Анатолийских цивилизаций в Анкаре, музеем провинции Чанаккале и рядом местных музеев, чьи фонды сформированы находками относящимися к раннему периоду греческой колонизации Малой Азии и последующему римскому завоеванию; кроме того, в 2012 году Американский музей Пенна и музей археологии и антропологии Университета Пенсильвания передали министерству культуры Турецкой республики 24 золотых украшения.

Музей состоит из семи разделов: археология региона Троады, бронзовый век Трои, Илиада и Троянская война, Троада и Илион в древней истории, Восточный Рим и Османский период, История археологических изысканий и Следы Трои.

Разделы экспозиции расположены в хронологической последовательности: первый уровень отведен под артефакты, обнаруженные в регионе Троада; главным образом это археологические находки из древних греческих городов-колоний Ассос, Тенедос, Париум, уже упоминавшейся Александрии Троас, Сминтейон, Лампсак, Тимбра, Таволия и Имброс.

Troy museum exhibition, the first level

экспонаты музея Трои
экспонаты музея Трои экспонаты музея Трои

Второй уровень целиком посвящен Трое периода бронзового века, Троянской войне и событиям, описанных Гомером в Иллиаде.

Troy museum exhibition, the second level

экспонаты музея Трои экспонаты музея Трои

Bronze weapon of Troy

бронзовое оружие Трои

Troyan treasure exhibition

золото Трои
золото Трои
золото Трои

Широкий пандус ведет посетителей на третий уровень музея; поднимаясь на этот уровень, они знакомятся с историей переходного периода между бронзовым и железным веками.

Этот уровень представляет ту часть коллекции, которая в меньшей степени географически привязана к цивилизациям западного побережью Анатолии и охватывает весь Древний мир времен римского господства; так же, здесь представлены новые цивилизации, которые развивались в Малой Азии между 1200 и 800 годами до н. э., включая фригийцев и лидийцев.

Troy Museum, the third level

музей Трои, третий уровень

black-figure kylix, wine cup

чернофигурный килик

Помимо статуй римских императоров найденных в культурных слоях Трои IX, на третьем уровне музея привлекает внимание найденный в 1994 году при раскопках кургана Kizoldun саркофаг, с высеченными на его стенках барельефами. Один из них изображает принесение в жертву Поликсены, дочери царя Трои Приама и царицы Гекубы, давший название находке; в крышке саркофага видно отверстие, пробитое еще в древние времена грабителями усыпальницы.

Polyxena sarcophagus located on third level of Troy Museum

саркофаг Поликсены
саркофаг Поликсены

Четвертый уровень описывает историю раскопок Трои и позднейший Османский период.

Полный осмотр обширной экспозиции музея может занять пару часов и более, поэтому добравшись утром из Canakkale до деревни Tevfikiye и дойдя пешком до шоссе ведущему к Трое, целесообразно в первую очередь свернуть налево, к музею, а затем уже направиться к руинам Трои, т.к музей закрывается в 16-00, а руины открыты для посещения до 19-30 с апреля по октябрь, и до 17-30 с ноября по март.

Последний микроавтобус до Canakkale отправляется от центрального входа на территорию археологического комплекса руины Трои в 21-00, обычно на нем сотрудники комплекса возвращаются в город.

this road leads to the ruins of Troy; museum located in opposite direction

дорога, ведущая к руинам Трои

Автобусная станция Canakkale находится в шести с половиной километрах от пирса, у дорожной развязки на пересечении шоссе Canakkale - Izmir (E90) и трассы E87, из города туда можно доехать на местных автобусах или дойти пешком. На первом этаже станции находятся офисы нескольких автобусных компаний (Pamukkale, Metro, Truva, Varan, etc.), где можно приобрести билеты и уехать в тот же день; в первой половине дня автобусы сразу нескольких компаний отправляются как на север - в Стамбул так и на юг - в Измир, делая остановки в относительно крупных населенных пунктах по пути.


Продолжение ⇒ Наверх ⇑